NewLink.ru - Гоночная Библиотека Главная | Контакт | ПОиск  
  Новости | О проекте | Пилотаж | Настройка | Разное | Медиа | Ссылки | Блог  
       
.
Home > Настройка >
Как работает машина Ф1 - Аэродинамика, шасси. Shell - на правах рекламы.
От NewLink.ru:

Эта статья была отсканирована с вырезкок журнала F1 Racing за май, июнь и июль 2006 г. Shell - на правах рекламы. Все права на эту статью принадлежат журналу F1 Racing. Размещение данной электронной статьи на данном ресурсе не носит коммерческий характер, а предназначено исключительно для ознакомления. Причина, по которой эта статья оказалась здесь, очень проста. Статья очень интересная, а многие по разным причинам не смогли ее прочитать или даже просто не знали о ее существовании. А так как повторения этого материала в журнале, скорее всего, не будет, было бы жалко его просто потерять и забыть. Если мы забыли кого-то упомянуть или ущемили чьи-то права, просим сообщить об этом по электронной почте. Желаем приятного просмотра!!!


 1. Аэродинамика, шасси
 2. Электроника, гидравлика, тормоза
 3. Двигатель, коробка передач

Как работает машина Ф1 - Аэродинамика, шасси

Что делает машину Ф1 уникальной? Создание самых быстрых машин в мире требует исключительно сложных инженерных решений. Расходы на испытания в аэродинамической трубе составляет наибольшую долю в расходной части бюджета команд, а от конструкции шасси в значительной степени зависят как безопасность, так и скорость.

Характеристики аэродинамики и шасси играют жизненно важную роль в современноой машине Формулы 1. На создание эффективно работающей аэродинамики ежегодно затрачиваются миллионы долларов, но это помогает сэкономить полсекунды на каждом круге. В свою очередь, появление шасси из композитных материалов произвело революцию в гоночном спорте. Перед вами самые передовые технологии Формулы 1...


С моторами V8 время круга на некоторых трассах возросло на 2 с. Отчасти эти потери можно отыграть за счет аэродинамики.

АЭРОДИНАМИКА

У аэродинамики две основные функции: она помогает удержать машину на трассе и снизить противодействующее ее движению сопротивление воздуха. При этом в отличие от первых машин Ф1, подвергшихся экспериментам с антикрыльями в 60-х, корпуса их современных наследниц спроектированы так, чтобы работал каждый сантиметр поверхности. 3десь важно все - от рычагов передней подвески до зеркал и заднего крыла. В целомтза счет аэродинамики на скорости 200 км/ч обеспечиваются прижимная сила примерно в 1 тонну и возможность проходить повороты с боковым ускорением до 3,5 g. Если крылья развернуть, эти машины вполне могли бы летать...

ДИФФУЗОР

Диффузоры - направляющие в хвостовой части машины, выводящие поток воздуха из-под ее днища. Они помогают за счет разрежения увеличить скорость движения потока.

ЗАВИХРЕНИЯ

При движении на большой скорости поток воздуха, обтекающий машину, становится турбулентным, или ╚грязным╩. Именно поэтому, попадая на крылья следующей сзади машины, он вызывает значительное падение прижимной силы. Вот почему комментаторы любят повторять: ╚Одно дело догнать, совсем другое - обогнать╩.

ЧТО ДАЕТ ТРУБА

Аэродинамическая труба занимает заметное место в инфраструктуре команды. У некоторых их даже две. Как правило, в них продуваются масштабные модели, но Ferrari может испытывать и полноразмерный вариант. Выгоды очевидны: в трубе можно с предельной точностью воссоздать условия гонки, не выводя машину на трассу. Но прежде чем какие-либо разработки попадут в трубу, их изучат с помощью компьютеров, оснащенных системами проектирования. Аэродинамисты имитируют воздействие потока воздуха на элементы конструкции, моделируя гидродинамические процессы, что позволяет сполна оценить их эффективность. После этого они решают, есть ли смыслделать макет для проведения продувок. Труба - впечатляющее сооружение. Мощный вентилятор с лопастями 2,5 м в диаметре разгоняет воздух до 200 км/ч, а объекты продувки можно ycтанавливать в ней под разными углами. Благодаря этому можно всесторонне имитировать поведение машины на трассе.

ДЕФЛЕКТОРЫ

Успокаивают поток воздуха, обтекающий машину. Направляют чистый поток с переднего крыла к понтонам.       V
 
ВРЕМЯ РЕШАТЬ

Гонщики настраивают аэродинамику перед каждой гонкой с учетом того, насколько технична трасса. При этом по мере уменьшения количества топлива в баке значительно меняются вес и управляемость машины - и это отражается на эффективности аэродинамики.
╚Настройки всегда представляют собой компромисс между управляемостью и сцепными свойствами, - говорит инженер Shell в Формуле 1 Майк Копсон. - Пилот выходит на гонку с настройками, подобранными для успешного проведения квалификации, - и из кокпита ничего изменить уже не может. Вот почему он должен заранее предвидеть, как с течением времени будет меняться поведение его машины╩.

РАССЕКАТЕЛЬ
<-
Его назначение - направить поток воздуха под днище и отчасти - к системам охлаждения.

О ПОЛЬЗЕ БАЛАНСА


Согласно золотому правилу аэродинамики чем выше скорость, тем ниже давление воздуха. Антикрылья проектируются так, чтобы под днищем воздух двигался быстрее, чем на поверхности корпуса. Когда поток попадает на крыло, он стремится уравнять давление, и это создает прижимную силу. Но ее повышение связано с ростом сопротивления воздуха, и конструкторы вынуждены искать такие варианты, когда с увеличением прижимной силы сопротивление возрастает незначительно.
ЗАДНЕЕ КРЫЛО

Заднее крыло имеет две плоскости. Верхняя обеспечива-ет основной объем прижимной силы, и ее настройки меняются от гонки к гонке. Нижняя меньше по размерам и создает под крылом область пониженного давления, помогая диффузору развивать прижимную силу под днищем машины.

ПЕРЕДНЕЕ КРЫЛО

Переднее крыло представляет собой плоскость, подвешенную под носовым обтекателем. Она с обеих сторон оснащена регулируемыми закрылками, а по бокам на ней смонтированы торцевые пластины, назначение которых - направлять поток воздуха мимо колес в сторону шасси.

РЫЧАГИ ПОДВЕСКИ

Согласно требованиям регламента рычаги подвески не должны генерировать прижимную силу, но они имеют аэродинамический профиль, помогающий снизить сопротивление воздуха и направить чистый поток к воздухозаборникам.

ОХЛАЖДЕНИЕ


С переходом на менее мощные моторы V8 значение аэродинамики возрастает еще больше. Зимой многие команды, включая Ferrari, немало сил вложили в ее разработку, одним из результатов которой - как можно заметить на разных машинах - стали понтоны и воздухозаборники уменьшенных размеров. Это стало возможно потому, что V8 не требуют столь эффективной системы охлаждения, которая нужна моторам V10.

ШАССИ

Современные шасси Формулы 1 жестче и легче, чем в прошлые годы. 50 лет назад машины собирали на основе трубчатых рам, на которые надевались корпуса из алюминиевых панелей. Сегодня основой гоночных машин стали монококи, изготовленные из углепластика, - они легче и прочнее прежних вариантов. Карбон позволяет вылепить корпус таким, какой нужен конструкторам, благодаря чему с точки зрения аэродинамики корпуса более эффективны. Мотор и подвеска крепятся непосредственно к шасси.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

1950
Шасси первых машин Формулы 1 представляли собой рамы, собранные из труб, которые принимали на себя все динамические нагрузки.

1963
Джим Кларк стартует на первом шасси-монококе Формулы 1 - Lotus 25, созданном Колином Чепменом. В отличие от рамных конструкций монокок представлял собой единый блок, выполненный из алюминия, - наподобие сигары, в которой размещался гонщик.

1981
Конструктор McLaren Джон Барнард (справа) создал первое шасси с корпусом из углепластика - оно позволило резко повысить уровень безопасности.

ТОПЛИВО: ИЗ Ф1 - В МАССЫ

Топливный бак, выполненный из усиленной кевларом резины, распложен непосредственно позади кокпита. Это самое безопасное место во всей машины. Топливо воспламеняется очень легко, и потому пришлось попотеть, чтобы найти, где его разместить с наименьшем риском.

"Топливо Shell для Формулы 1 представляет собой смесь 200-250 химических компонентов, - говорит инженер Shell Майк Копсон. - Каждый разработан исключительно для использования в моторах Ferrari".

Не смотря на то что топливо для Формулы 1 изготавливают специально, оно не так уж сильно отличается от обычного, которое можно найти на заправках Shell. Всякий раз, заливая в бак своего авто бензин Shell V-Power, вы пользуетесь плодами сотрудничества Shell и Ferrari, а также знаниями, обретенными в Формуле 1.

Отличаясь оптимальной надежностью и великолепными характеристиками, бензин Shell V-Power активно чистит ваш двигатель, смывает из впускного коллектора и инжекторов отстой, часто оседающий там при использовании менее качественных бензинов. В результате возрастает эксплутационные характеристики мотора, снижается расход топлива - а это способствует улучшению окружающей среды.

КАПСУЛА БЕЗОПАСНОСТИ

Так называется блок, выполненный из карбона, начинающийся от ступней гонщика и заканчивающийся в области дуги безопасности за его спиной. Если все остальные элементы шасси рассчитаны на поглощение энергии удара за счет разрушения, этот блок должен остаться невредим. При его изготовлении укладываются 12 слоев карбона, каждый из которых в пять раз тоньше человеческого волоса. Каждый из слоев разделяют алюминиевые ╚соты╩, увеличивающие жесткость монокока. Карбон - идеальный материал для Ф1: он вдвое прочнее стали и при этом в пять раз легче ее.

SHELL ТОЛЬКО ФАКТЫ

• В 2005 году Shell подготовила для Ferrari 40 тонн горюче-смазочных материалов - это эквивалентно весу 27 легковых машин.

• На пит-стопах топливо Shell закачивается в баки Ferrari со скоростью 12 л/с - в 28 раз быстрее, чем на обычной заправке

• 3а время гоночного уикенда механики Ferrari могут провести до 30 пит-стопов

• На каждую гонку Формулы 1 Shell посылает трех-четырех своих специалистов

• Синтетическое масло Shell Helix Racing прошло всестороннюю проверку в высших гоночных классах. Оно призвано помочь повысить мощность двигателя, не увеличивая износа его деталей

 1. Аэродинамика, шасси
 2. Электроника, гидравлика, тормоза
 3. Двигатель, коробка передач
 
Arty © 2003 - 2010