NewLink.ru - Гоночная Библиотека Главная | Контакт | ПОиск  
  Новости | О проекте | Пилотаж | Настройка | Разное | Медиа | Ссылки | Блог  
       
.
 
  Home > Пилотаж >
 Этот серьезный, серьезный картинг...
       1. Как ездят чемпионы?
 2. Где живет скорость?
 3. На максимуме
 4. Этот серьезный, серьезный картинг
 
  Автор:
М. Горбачев

Редакция:
как есть

Источник:
drive-class.ru
 

От NewLink.ru:

Эта статья была скопирована с сайта Михаила Горбачева - www.drive-class.ru. Все права принадлежат автору этой статьи. Размещение данной электронной статьи на данном ресурсе не носит коммерческий характер, а предназначено исключительно для ознакомления. Если мы забыли кого-то упомянуть или ущемили чьи-то права, просим сообщить об этом по электронной почте. Желаем приятного просмотра!!!

"Этот серьезный, серьезный картинг..." - Уроки Михаила Горбачева.

В престижных зарубежных картинговых соревнованиях наши соотечественники всё больше заставляют обращать на себя внимание. Это очень приятно! Один из них, четырнадцатилетний Евгений Новиков, трёхкратный победитель первенств России по картингу, уже пробивался в финал Чемпионата Европы и это только начало. Безусловно, его советы и рекомендации тем, кто постигает премудрости гонок на прокатных картодромах, просто необходимы. Итак, картингист европейского уровня, Евгений Новиков из столичной команды E-ART делится своим опытом, а помогает ему, наш постоянный автор Михаил Горбачёв.

СЕКРЕТЫ ЕВГЕНИЯ НОВИКОВА

Расскажу, как выиграть на прокатном картодроме, но сначала отвечу тем, кто собирается задать самый распространённый вопрос: есть ли в Москве секции для занятия картингом? Таких, как были раньше при домах пионеров √ нет! Бесплатно заниматься картингом, ни в Москве, ни в России, ни на западе не получится. Поэтому, очень многое зависит от бюджета, которым располагают родители. А платные секции есть! Найти их очень просто через Интернет.

Однажды Михаеля Шумахера спросили, чем отличается картинг от Формулы 1? Знаете, что он ответил? ╚Практически ничем, разве что только в Формуле 1 динамика разгона и скорости выше╩. Вообще, в картинге всё происходит молниеносно, пространство и время здесь как бы спрессовано и мы, гонщики боремся буквально за сантиметры и за сотые доли секунды. Накал борьбы на трассе во время гонки высочайший, битва за позиции разыгрывается не шуточная. Но как это захватывает! Великий немецкий гонщик Манфред фон Браухич говорил: ╚Без борьбы нет победы!╩ Точнее этой простой формулировки, передающей накал борьбы, до сих пор не существует.

Компьютерные игры ╚в гонки╩ картингисту не помешают, но ничего особенного дать не смогут. Это скорее развлечение. А вот чем больше тренироваться на прокатном картинге √ тем лучше.

Как я пришёл в картинг? ╚Очень просто: попробовал погонять на прокатном картодроме √ понравилось╩. Этот же вопрос часто задавали и задают Михаелю Шумахеру, гоночная карьера которого, началась, как известно, с увлечения картингом. Он ответил так: ╚Главное √ это удовольствие! Если к нему прикладывается ещё и талант, то получается настоящий автогонщик╩. Я полностью согласен с Шумахером и считаю, что если мечтать стать чемпионом мира по автогонкам и для достижения этой цели заняться картингом √ ничего не выйдет. Если вам по-настоящему нравятся гонки, и вы получаете ни с чем не сравнимое удовольствие за рулём прокатного карта, контролируя его в экстремальных режимах, вы получаете шанс добиться хороших результатов. Вот несколько моих фирменных секретов техники езды на прокатном карте:

Во-первых, надо: управлять корпусом, перемещая вес тела, то есть отклоняться в повороте наружу, а не вовнутрь, что на первый взгляд кажется не логичным. Делается это для того, чтобы дополнительно загрузить внешние колёса, чтобы они меньше скользили. В повороте карт должен не скользить, а идти как по рельсам! Так будет действительно быстро.

Во-вторых, надо стараться не снижать оборотов двигателя и избегать лишних скольжений, особенно на выходе из поворота. Скольжение √ пусть и выглядит со стороны очень эффектно, но, по сути, это всегда тормоз! Кроме того, следует выбирать самую короткую траекторию в повороте, то есть стараться ехать как можно уже, сокращая длину своего круга. Главное, найти правильный компромисс, чтобы не пострадала скорость в повороте.

Ещё одна хитрость заключается в умении выбрать быстрый карт. Посмотрите кто в предыдущих заездах показал лучшее время ( само, собой разумеется, среди тех, кто умеет ездить) и смело садитесь именно на этот освободившийся карт. Если подобной информации нет, советую вежливо спросить представителя персонала о том, какой карт действительно быстрый? Скорее всего, Вы получите ответ, что все, мол, одинаково хороши. Спокойно поясните, что вы имеете в виду. Вопрос в том, на каком карте удавалось показывать хорошее время. Скорее всего, вам назовут номер этого карта. Кстати, плохоуправляемый карт, а на прокатных картодромах такие, увы, бывает встречаются, очень хорошо демонстрирует, что на практике означают неудачные настройки. Точно так же в Формуле 1 мучаются пилоты ╚не попавшие╩ в правильные настройки. Ездить на таком карте √ сущая мука, и о хорошем времени круга надо просто забыть. А если у вас завязались дружеские отношения с персоналом, они наверняка откликнуться на ваше пожелание проконтролировать давление в шинах. Это очень важно, если вы хотите получить максимум удовольствия и показать отличное время круга.

Михаил Шумахер еще сказал как-то, что он не может себе представить, что кому-то может не понравиться ездить на карте. Полностью присоединяюсь к нему и в этом. Скажу больше. Эрнест Хэмингуей, например, говорил, что признаёт только три вида спорта: альпинизм, бокс и автогонки. ╚Остальное √ это игры╩ - говорил он. А я добавлю, что внутри автогонок, самое серьёзное, это картинг. Хотя, мне судить может быть ещё рано, но так подсказывает интуиция. Успехов на трассах!

ЕЩЁ О ТЕХНИКЕ ПИЛОТИРОВАНИЯ

Торможение
От торможений зависит и прохождение поворотов и , понятное дело, время прохождения круга. Как это ни покажется парадоксальным, но практически все водители автомобилей делают одну и ту же ошибку √ слишком рано и плавно тормозят. Ничего удивительного √ это рефлекс, выработанный повседневной ездой на гражданском автомобиле в обычных условиях уличного движения. А надо по-другому: держать газ до последней доли секунды, а затем тормозить крайне жёстко, вплоть до блокировки колёс. Но не блокировать их на юз! Надо стараться смоделировать работу АБС, то есть тормозить так, чтобы колеса всё-таки катились, но значительно медленнее, чем не заторможенные передние. Они на большинстве картов не оснащены тормозами. А их можно и нужно так же заставить тормозить! Делается это так: одновременно с описанным здесь способом торможения, надо повернуть руль в сторону поворота, выражаясь на гоночном слэнге, слегка ╚поставить╩ карт. На входе в поворот карт начнёт скользить передней осью. Скольжение шины √ это торможение. Следовательно, в торможении участвуют уже всех четыре колёса, и его эффективность возрастает на 20%. Это первое, чему следует научиться за рулём карта. Те, кто освоить этот приём будут ещё долго удивляться, на сколько позже можно тормозить, чем им казалось раньше. Особенно эффективен он в борьбе за позицию на входе в поворот. Ну а тем, кому этот номер журнала не попадёт вруки, можно только посочувствовать! Какие только невероятные предположения они делают, чтобы объяснить своё отставание от ассов, которые умеют ╚ставить╩ карт.

Траектория
Размашистые эффектные скольжения в повороте не улучшают, а ухудшают результат. Скольжение √ это дополнительный тормоз! Однажды трёхкратный чемпион мира Ники Лауда сказал: ╚несмотря на то, что о траекториях написаны в книгах целые главы, все гонщики едут по одной и той же траектории, просто гоночный автомобиль ╚хочет╩ по ней ехать┘.╩ Для болидов Формулы 1, которыми управляют настоящие ассы, это может быть и справедливо. А относится ли это к картингу? Устроители картинговых трасс, как бы умышленно делают их в некоторых местах слишком широкими, провоцируя новичков на ошибки. И всё же Ники Лауда прав, найти оптимальную траекторию несложно √ по неё машина быстрее всего проходит поворот. Главный совет таков: нельзя рассматривать ни один поворот в отрыве от всей трассы. Если поворот является частью комбинации, то проходить его надо так, чтобы как можно правильнее попасть в следующий поворот. Значит надо учиться проезжать некоторые повороты медленнее, чем ты можешь это сделать, чтобы следующий, ведущий на прямой отрезок пройти быстрее! А это совсем не просто. Ещё очень полезно понаблюдать за быстрым картингистом, как он едет, что делает с картом в поворотах?

Азбука идеальных траекторий
Классический 90-градусный поворот. Важно проехать на одном дыхании, чтобы обороты двигателя ни в коем случае не упали на выходе. Вход в поворот снаружи, затем вовнутрь и на выходе снова наружу поворота, как можно шире.

Поворот на 180 градусов или разворот. Вход широко снаружи, затем внутрь и в вершине поворота снова полный газ. Очень важно на входе не поворачивать колёса до упора, а лишь слегка подруливать. Карт должен поворачивать как бы сам, инерцией вращения, заложенной на входе в поворот.

Комбинация из правого и левого поворотов. На этом примере понятно, что имеют в виду автогонщики, когда говорят, что из поворотов надо делать прямые. Чередование внешних и внутренних заходов позволяет максимально спрямлять траекторию и выйти из связки поворотов с наибольшим ускорением.

Поворот на 180 градусов с короткой прямой посередине. Его можно рассматривать, как два 90-градусных поворота. На выходе из первого поворота, который проходиться, как классический 90-градусный, надо распустить карт наружу, чтобы зайти в следующий поворот, выход из которого должен быть опять максимально широким наружу.

Комбинация из нескольких поворотов. На трассе мы имеем дело, прежде всего, с комбинациями из разных поворотов. Здесь не может быть одного рецепта на все случаи. Например, для комбинации поворотов, показанной на схеме, возможны различные траектории прохождения. Но самый быстрый способ √ тот, при котором карт поворачивает как можно плавне, а сам гонщик и машина подвергаются наименьшим боковым нагрузкам.

ЭВОЛЮЦИЯ КОНСТРУКЦИИ КАРТА, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОЙ ОН ПОТЕРЯЛ ПРИСТАВКУ ╚ГОУ╩.

Конструкция карта
Все органы управления и узлы карта, включая двигатель, крепятся на раме. Рама карта изготовлена из стальных труб диаметром порядка 30 мм. Конфигурация труб зависит от количества опорных подшипников, типа двигателя и класса шасси.

Задняя ось, изготовленная так же из стали в виде полой трубы с наружным диаметром 35-40 мм. Ось крепиться к раме на уровне опор подшипников. Иногда подшипников два, но чаще всего, в зависимости от модели шасси их три штуки. Задние колёса крепятся на концах оси при помощи ступиц. Ступицы на оси крепятся тангенциальным зажимом, а от проворачивания блокируются шпонкой. Таким образом, вы видите, что на карте нет подвески, амортизаторов и дифференциала. Это даёт особенное и неповторимое поведение карта на трассе и объясняет его неимоверную прыгучесть.

На задней оси так же установлен тормозной диск и тормозная машинка, которая соединена тросами или гидравлическим контуром с педалью тормоза. На большинстве картов, тормоза действуют только на заднюю ось и это ещё одна яркая особенность.

Передние колёса установлены на поворотных кулаках. Рулевые тяги, изготовленные из легкого сплава или пластика, задают угол поворота колёс в зависимости от поворота руля. Рулевое управление очень чувствительное и полный поворот достигается при четверти оборота руля. Между сиденьем пилота и рулевой колонкой установлен топливный бак ёмкостью до 8 литров.

Двигатель чаще всего устанавливается справа от сиденья пилота на подвижной подставке. Передача крутящего момента с двигателя на колёса осуществляется с помощью цепной передачи с двигателя на заднюю ось, которая должна быть надёжно защищена кожухом. Количество зубьев на ведомой звёздочке (81, 82, 83) влияет на приёмистость и скорость карта на прямых участках трассы. Подвижная подставка двигателя обеспечивает необходимое натяжение цепи. Такой способ передачи момента характерен для картов без коробок передач. Но на картах с рабочим объёмом 125 может быть до 6 передач и сцепление, рычаг которого устанавливается на руле. Прокатные карты оснащаются вариатором с центробежным сцеплением, что значительно улучшает их ходовые показатели, а главное, значительно упрощает управление.

Настройки
Конечно, прокатный карт вам никто не разрешить настраивать, но, тем не менее, знать о том, как настоящие гонщики настраивают карты полезно.

Сидение, лучше всего располагать как можно ниже, для сухих гонок, ну а в дождь, наоборот, несколько приподнять, чтобы повысить центр тяжести. А можно и сместить и буквально на сантиметр вперёд для изменения развесовки. В картинге существует негласное правило: развал передних колёс должен быть нулевым. Это означает, что передние колёса должны стоять строго перпендикулярно покрытию картодрома. На схеме видны различные варианты: негативный развал √ он хорошо виден на машинах Формулы 1 по телевизору; позитивный развал √ не применяется нигде; нейтральный развал или нулевой применяется в картинге.

Если карт страдает недостаточной поворачиваемостью, то есть в повороте передние колёса чрезмерно ╚пропихиваются╩ вперёд мимо поворота, то есть скользят, это можно компенсировать, заставив скользить больше задние колёса. Как это сделать? Например, уменьшить на несколько мм. заднюю колею. А если этого недостаточно, то можно ╚поиграть╩ жёсткостью самой рамы, несколько ослабив крепление усилителей спереди. Тогда шасси карта будет больше скручиваться винтом в повороте, что так же сильно сказывается на управляемости.

Схождение колёс регулируют таким образом, чтобы они смотрели немного в разные стороны V- образно. Это даёт так же больше сцепления передка на входе в повороты. Но на дождь такая настройка не годится.

А самое главное, это давление воздуха в шинах. Спереди 1,0 бар, а сзади 1,2 бар. Профессиональные пилоты подбирают давление воздуха в каждой шине индивидуально, основываясь на собственное чутьё, количество левых и правых поворотов на трассе и внимательно изучая рисунок износа на шине.

А начиналось все ┘ с газонокосилки
(История картинга, пришедшего из США)

Считается, что рождение картинга - это заслуга американских лётчиков, искавших развлечения в томительно тянувшихся перерывах между полётами во время второй мировой войны. ╚Голь на выдумки хитра╩, и простая самоходная машинка увидела свет. Кое-как сваренные трубки, маленькие авиационные колеса, двигатель от газонокасилки, пятилитровая канистра вместо бензобака и┘ машинка готова.

Однако это было всего лишь развлечение. Тогда никто не мог представить, что спустя несколько лет оно разовьётся в популярный вид автоспорта, который даст миру много великих гонщиков. В Формулу 1 начали попадать те пилоты, кто ещё в детстве преуспевал в картинге: Рубенс Барикелло, Айртон Сена, Мика Сало, Джанни Морбиделли, Андреа де Чезарис, Йос Ферстаппен, Микка Хаккинен, Оливер Панис, Дэвид Култхард, Аллесандро Занарди, Джонни Херберт, Хейнц Харальд Френцен, и, наконец, Ральф и Михаель Шумахеры┘Внушительный список получился!

Инициатива исходила от Арта Ингельса, механика отделения фирмы ╚Куртис крафт компанм╩ в Глендейле, которая выпускала гоночные автомобили в Индианаполисе. В августе 1956 года Ингельс построил первый картинг. Это был несложный карт, высокий, с примитивным ручным тормозом. В качестве силовой установки использовался двигатель от газонокосилки ╚Уэст бэнд╩ мощностью 1,84 кВт.

Впервые карт Ингельса был представлен широкой публике по случаю автогонок в Помоне. Даффи Левингстон, в последствии первый серийный изготовитель картингов, проехал на карте целый круг. Результатом этой демонстрации стал быстро растущий спрос на такого рода машины. Даффи создал первую фирму по выпуску картов ╚Гоу-карт компани╩. Одновременно Арт Ингельс начал выпуск картов под названием ╚Каретта╩, созданная им фирма долгое время была одной из ведущих среди производителей картов.

Дальнейшие события развивались очень быстро. Число картов исчислялось уже десятками тысяч, создавались специальные картинговые трассы, унифицировались технические требования и возникали единые правила. У американцев был повод так спешить. Рядом, в Канаде, где жили тоже ребята с юмором, параллельно изобретавшие свою версию карта, но уже с моторчиком от бензопилы.

Бурное развитие картинга в Европе началось в 1958 году после того, как из Англии привезли пять го-картов. Моментально появляется множество фирм по производству картов, строятся специальные картодромы. О темпах развития картинга и огромной его популярности свидетельствует такой факт: в 1960 году только в Англии было 120 фирм, выпускающие картинги. Благодаря небольшой стоимости картинг стал популярным развлечением и спортом.

Поворотным моментом в развитии картинга было создание (в марте 1962г.) Международной Комиссии по картингу, ставшей одним из органов Международной автомобильной федерации ФИА. Картинг формально был признан равноправным с другими видами автомобильного спорта. Были разработаны новые картинговые правила ФИА, которые с необходимыми доработками и уточнениями действуют до настоящего времени. Не стало никаких препятствий для организаторов европейских и всемирных соревнований. Последующие годы развития картинга характеризуются быстрым техническим прогрессом в конструкции шасси и двигателя. Сокращается число фирм, выпускающих карты, карты становятся совершеннее и ┘ дороже. Как и в каждом техническом виде спорта деньги начинают играть решающую роль среди факторов, влияющих на спортивный результат. Идею картинга как популярного, доступного вида спорта охраняют картинговые правила, определяющие такие классы карта, в которых проведение технических доработок ограничено или запрещено.

Началом развития картинга в СССР как вида автомобильного спорта считается 3 декабря 1960 года, день утверждения Федерацией автомобильного спорта СССР, Правил проведения соревнований, классификации и технических требований к микроавтомобилям типа ╚го-Карт╩. Интересно, что 24 апреля в том же 1960-ом году прошли первые гонки на картах и в Германии.

В период зарождения картинга в СССР соревнования проводились в разных городах страны главным образом на велосипедных треках и беговых дорожках стадионов. География картингового спорта с каждым годом расширялась.

В 1962 году состоялись первые Всесоюзные соревнования картингистов. Начиная 1963 года ежегодно (летом и зимой) проводились чемпионаты СССР, союзных республик, городов Москвы и Ленинграда среди взрослых и юношей. С 1964 года советские картингисты участвуют в международных соревнования, а с 1966 года в многоэтапных международных соревнованиях на ╚Кубок Дружбы╩ социалистических стран.

В 1970-м году во всём мире исчезла приставка ╚го╩ и картинг окончательно встал на ноги. В СССР картинг достиг пика популярности и стал самым массовым видом автомобильного спорта.

Ещё в конце 70-х годов всем мире стали появляться специальные картинговые трассы, где картинг можно получить в прокат. Это безопасное увлекательное и одновременно полезное развлечение завоевало весь мир.

     
 
 
   
Arty © 2003 - 2010