NewLink.ru - Гоночная Библиотека Главная | Контакт | ПОиск  
  Новости | О проекте | Пилотаж | Настройка | Разное | Медиа | Ссылки | Блог  
       
.
 
  Home > Пилотаж >
 Как ездят чемпионы?
       1. Как ездят чемпионы?
 2. Где живет скорость?
 3. На максимуме
 4. Этот серьезный, серьезный картинг
 
  Автор:
М. Горбачев

Редакция:
как есть

Источник:
вырезка из печатного издания
www.asport.ru
 

От NewLink.ru:

Эта статья была отсканирована с вырезки журнала АвтоСпорт за май 2004г. Автор - Михаил Горбачев. Все права принадлежат автору этой статьи и владельцам журнала. Причина, по которой эта статья публикуется здесь заключается в том, что вышла она довольно давно, и далеко не все имели возможность ее прочесть. Не хотелось бы потерять эти бесценные советы. Здесь приведены лишь некоторые статьи из большого цикла, опубликованного в журнале. Если у кого-то есть статьи отсутствующие на этом ресурсе, огромная просьба ими поделиться! Размещение данной электронной статьи на данном ресурсе не носит коммерческий характер, а предназначено исключительно для ознакомления. Если мы забыли кого-то упомянуть или ущемили чьи-то права, просим сообщить об этом по электронной почте. Желаем приятного просмотра!!!

"Как ездят чемпионы?" - Уроки Михаила Горбачева.

В гонкаx? Нет! Речь пойдет не о соревнованиях, а об обычной рутинной езде на личном автомобиле. Так как же все-таки ездят чемпионы? Быстрее всех? Насколько нам известно, скорее - наоборот. Настоящие мастера ездят безопасно, рационально и крайне редко вступают в противоречия с ПДД. Впрочем, спросим у них самих. А заодно поrоворим о том, как тренироваться каждый день, за рулем обычной дорожной машины.

Для отработки описанных ниже упражнений не нужна ни гоночная трасса, ни спортивная машина. Их выполнение должно стать второй натурой продвинутого водителя (начинающего гонщика - особенно). За рулем любого автомобиля, независимо от цели поездки, не только можно, но и нужно вырабатывать правильные навыки обращения с органами управления, развивать ╚чувство автомобиля╩.

Секрет гоночного мастерства прост: все разгоны, торможения, повороты, переключения передач должны сопровождаться минимальным перемещением (перераспределением) веса автомобиля. Плавность, плавность и еще раз плавность! - вот три кита высшего водительского мастерства.

Впрочем, кажущаяся простота приведенных здесь упражнений обманчива. Научиться выполнять их безупречно не так то просто. Но потренируйтесь пару недель, и вы обнаружите необыкновенную легкость за рулем. Это означает, что ваше чувство автомобиля развивается, а плавность управления входит к вам ╚в подкорку╩. Вы с удивлением поймете, что по-другому уже просто не можете ездить! Управление автомобилем будет доставлять вам ( и особенно вашим пассажирам!) еще большее удовольствие. Это серьезный шаг на пути превращения из любителя в настоящего профессионала. Профессионал не делает ни одного лишнего движения. Его действия максимально плавные, даже если выполняются с очень высокой скоростью. Он способен строго дозировать и координировать свои действия, прогнозировать их эффект.

О чем лучше думать во время выполнения упражнений? Представьте себе такую картинку: вы везете очень важную персону, например, Папу Римского, который опаздывает на самолет...

 
Упражнение ╧ 1
Дозированное дросселирование  

Начинайте любую поездку с простого упражнения, которое отнимет буквально несколько минут, зато разовьет чувство педали газа, позволяющее работать ею максимально плавно, даже нежно. Установите обороты двигателя на отметке 1500 и десять секунд держите стрелку на этом уровне, не давая ей отклоняться ни на миллиметр. Затем плавно переведите стрелку на 2500 об/мин и вновь задержите, затем на 3000. Возвращайтесь вниз на 1500 оборотов, задерживаясь на промежуточной отметке. Проделайте два-три полных цикла. Старайтесь с первого раза точно попасть кончиком стрелки тахометра на риску, соответствующую желаемым оборотам, и заставляйте ее застыть в этом положении.

 
Упражнение ╧ 2
Имитация круиз-контроля
(не рекомендуется выполнять в плотном потоке транспорта)
 

Упражнение развивает ваше чувство автомобиля, способность к прогнозированию и учит филигранной работе с педалью газа. Старайтесь ехать, выдерживая произвольную заданную скорость, например, 60 или 90 км/ч, но максимально точно, не давая стрелке спидометра отклоняться ни на миллиметр от соответствующего деления. Вы с удивлением обнаружите, что делать это невероятно трудно. Вот едва заметный подъем и вы инстинктивно чуть-чуть прибавляете газ, но... поздно, - стрелка спидометра предательски cnолзла вниз. Если бы чуть раньше! Ситуацию улучшит только тренировка. За стрелкой следите периферийным зрением, все внимание - на дорогу!

 
Упражнение ╧ 3
Разгон-торможение  

Ловите оптимальный баланс автомобиля и сводите перемещение его веса к минимуму. При каждом интенсивном разгоне и замедлении старайтесь прибавлять и убавлять газ таким образом, чтобы на кузов машины не передавалось никаких толчков. Избегайте пробуксовки колес.

 
Упражнение ╧ 4
Остановка машины  

У каждого светофора и при каждой остановке нажимайте на педаль тормоза нежно и точно так же отпускайте ее. Настолько нежно, чтобы после полной остановки не чувствовалась качка кузова назад. Обращайтесь с педалью тормоза филигранно, стараясь свести к минимуму любое перераспределение веса машины. Рассчитывайте тормозной путь таким образом, чтобы замедление происходило равномерно, без грубых дотормаживаний, вызывающих клевки автомобиля.

 
Упражнение ╧ 5
Бархатное переключение  

Всегда переключайте передачи настолько плавно, чтобы на кузов не передавалось даже малейшего толчка, будто вместо водителя скорости переключает ╚автомат╩. При переключениях ╚вниз╩ старайтесь не допускать резкого торможения двигателем, связанного с нарушением весового баланса по осям. Вообще, интенсивное торможение двигателем - контраварийный прием для машин без ABS и прочей электроники.

 
Упражнение ╧ 6
Имитация старта на скользком покрытии  

Трогайтесь таким образом: за секунду до старта поднимите обороты, например, до 2000, выбирая свободный ход сцепления, а затем плавно отпустите педаль и, когда машина едва тронулась, прибавляйте газ. Старайтесь, чтобы действия двумя педалями происходили полностью синхронно, а стрелка тахометра в момент трогания не падала ниже исходной отметки.

 
Упражнение ╧ 7
Переключение передач при движении с постоянной скоростью  

Двигаясь на второй передаче, разгонитесь до 60-80 км/ч, включите третью передачу, затем снова вторую. Выжав сцепление перед включением второй передачи, поднимите обороты так, чтобы переход на вторую прошел бархатно, без малейшего рывка машины. Момент переключения вверх и вниз не должен ощущаться. Повторяйте это упражнение несколько раз в день, стараясь не отклоняться от заданной скорости движения, но постепенно увеличивая скорость переключений.

 
Упражнение ╧ 8
Переключение вниз с торможением  

Переключайтесь вниз с торможением, делая перегазовку при включении понижающей передачи при каждой остановке у светофора! Старайтесь так точно ╚попадать в обороты╩, чтобы на кузов автомобиля не передовалось никаких рывков, даже при скоростном переключении!

 
Упражнение ╧ 9
Прохождение поворотов  

Поворачивайте руль на минимально возможный угол один раз в начале поворота, максимально спрямляя траекторию, и плавно возвращайте его в исходное положение на выходе. Старайтесь не доворачивать руль в повороте или на выходе из него - это грубейшая ошибка.

 
Упражнение ╧ 10
Зеркала заднего вида  

Приучите себя автоматически пользоваться зеркалами так часто, насколько это необходимо, чтобы постоянно контролировать ситуацию вокруг.

 
Упражнение ╧ 11
Периферийное зрение  

Развивайте периферийное (боковое) зрение, читая вывески, воспринимая знаки, сигналы светофора, показания приборов и т.д. Воспринимая ситуацию вокруг только боковым зрением, никогда не отрывайте взгляд от дороги впереди машины. Старайтесь видеть как можно дальше, при этом с максимально широким углом зрения.

Михаил Ухов,
чемпион России по кольцевым автоroнкам в клacce Туринг. Команда Автодом. Ездит на BMW 330 Ci.

╚Как я езжу? В двадцатилетнем возрасте я ездил быстро и нарушал правила. Сегодня я назову это хулиганством. Свой гоночный опыт стараюсь не распылять и езжу очень аккуратно. Нарушаю только скоростной режим и то - очень обдуманно. Главное, не создаю помех другим водителям. Стараюсь не провоцировать никого на быструю езду. Если вижу, что другой водитель начинает за мной гнаться, - тут же уступаю ему, показывая этим, что он выиграл. В городском цикле я спокоен, сконцентрирован, хотя внешне расслаблен. В гонках часто по-другому. Там на приборный щиток порой нет времени посмотреть.
Тот, кто хочет совершенствоваться за рулем, должен соблюдать правила движения. Ограничения и порядок систематизируют отношение человека к делу. В городском движении экспериментировать не надо. Тренироваться лучше в специальном месте и в определенное время. На дороге ситуация меняется независимо от водителя, ему приходится моментально оценивать огромное количество факторов. Например, на широких московских проспектах просходит множество лобовых аварий с тяжелыми последствиями. Анализируя их, я понимаю, что никакой навык не спасет, когда тебе в лоб летит неуправляемый снаряд, а уйти от него некуда. Поэтому в левом ряду стараюсь не ездить╩.

Oлег Кесельман,

чемпион России по кольцевым автогонкам,
участник германского Кубка Porsche Carrera. Команда Ярпиво. Ездит на автомобиле Саdillас CTS.


╚Мой предыдущий автомобиль - BMW с ╚ручкой╩, мощным мотором и спортивными тормозами, все время заставлял меня работать за рулем. Сейчас я выбрал машину с автоматической коробкой - в сочетании с мощным двигателем, в городе остается только наслаждаться ездой.
Я езжу быстро, но экономно - делая минимум движений. Никаких резких ускорений и экстренных торможений. Практикую рациональный стиль езды. Ездить медленно не люблю - считаю это опасным. Предпочитаю двигаться быстрее потока, по своей собственной траектории. Это позволяет мне управлять ситуацией. Если движешься со скоростью потока, он управляет тобой, ты ему подвластен. Любой участник движения становится источником потенциальной опасности.
Моя манера езды базируется на гоночном опыте, на умении прогнозировать развитие любой ситуации. Дорожный расклад автоматически просчитывается в голове на несколько ходов вперед. При этом я часто думаю за рулем совсем о другом. Все происходит автоматически. Важно уметь собрать и оценить максимальный объем информации в минимально короткое время. И еще чувствовать опасность на подсознательном уровне. Например, я знаю, что машина впереди через долю секунды повернет налево, хотя водитель не включал ╚поворотник╩, и откажусь от обгона. Такое чувство приходит с опытом╩.
 
Алексей Дудукало,
чемпион России по кольцевым гонкам в классе Супертуризм, победитель Гонки Звезд. Команда Лукойn Рейсинг. Ездит на автомобиле Honda Civic 1.6 VТEC.

╚Езжу относительно спокойно, особенно утром на работу, пока еще как следует не проснулся. Но это внешне, а внутренне я, конечно, собран. Максимальная концентрация внимания за рулем требуется и на гонках, и на обычных дорогах. Случается, нарушаю скоростной режим, но не злостно. Веду машину так, чтобы не пугать окружающих и, не дай бог, не мешать другим водителям. В ╚дырки╩ не лезу. Бывает вечером со светофора заведусь с кем-нибудь и выкручу мотор до 8 тысяч, но чаще - наоборот, специально не довожу до 5,5 тысяч, чтобы не раззадоривать себя включением VTEC. Рекомендую водителям никогда не переоценивать свои возможности и ездить разумно. Если тренироваться, отрабатывать скольжения, то только на площадке, где нет других машин и пешеходов╩.

Александр Сотников,
чемпион России 2004 года по ипподромным гонкам. Команда Instant Rасing. Ездит на "заряженной" вазовской "десятке".

╚После гоночной машины, на ╚гражданской╩ хочется ехать расслабленно и неторопливо. Главное же, что развивают гонки, - это искусство прогнозировать развитие дорожной ситуации. Тот, кто владеет им, может ездить быстро и безопасно. Хотя... иногда на дороге бывает даже опасней. Ведь в гонке всегда известно, кто есть кто, все едут в одну сторону с одной целью. На дороге же никогда не угадаешь - что у кого на уме. Один ищет пункт обмена валюты, другой читает вывески, третий спешит на работу... Надо быть готовым к непредсказуемым и неадекватным действиям других водителей.
Для тренировки стараюсь использовать любую возможность. Зимой - скользить, особенно ночью, когда мало машин. В повседневной езде можно безопасно отрабатывать прием разгон-торможение на скользком покрытии. При торможении - не допускать блокировки колес и всегда контролировать по зеркалам ситуацию сзади╩.

Станислав Грязин,

чемпион России по ралли. Команда Лукойл Ралли. Ездит на тренировочном Mitsubishi Lancer Evo VII, летом на мотоцикле Yamaha.

╚Скоростные тренировки на неперекрытых дорогах - это просто бред, я считаю это очень опасным. А главное, что, ╚носясь╩ по дорогам общего пользования, концентрируешься не на правильном управлении автомобилем, а на мониторинге окружающей обстановки - как бы кто не выскочил. Я считаю, что это больше вредит, чем помогает. Хотя, если говорить о начальной подготовке, о работе с траекториями, о попытках правильного прохождения поворотов, то это можно делать на совсем малой скорости. И главный принцип здесь выражается одной фразой: ╚Не мешай машине ехать!╩ Не надо ее ╚ломать╩, надо ехать плавнее. Проходить повороты с меньшим углом поворота колес. Этому даже в пробке можно учиться. Надо стараться вести машину мягко, чтобы пассажир даже не догадывался о ее движении: мягко тормозить, мягко поворачивать. В конечном итоге, быстрая езда - это мягкая езда.
Оптимальным транспортом для езды по Москве считаю большой ╚паркетник╩ типа BMW Х5. Хотя Х5 мне не очень нравится. Мой выбор - Accura MDX, очень хорошая машина╩.
     
 
 
   
Arty © 2003 - 2010