NewLink.ru - Гоночная Библиотека Главная | Контакт | ПОиск  
  Новости | О проекте | Пилотаж | Настройка | Разное | Медиа | Ссылки | Блог  
       
.
Home > Разное >
Спасательный круг
От NewLink.ru:

Эта статья была отсканирована из приложения к журналу F1Racing - Toyota OneAim. Текс: Ричард Хезелтайн, Фото: Хаген Виллш, Иллюстрации: Майкл Карр. Все права на эту статью принадлежат журналам F1Racing и Toyota OneAim. Размещение данной электронной статьи на данном ресурсе не носит коммерческий характер, а предназначено исключительно для ознакомления. Причина, по которой эта статья оказалась здесь, очень проста. Статья очень интересная, а многие по разным причинам не смогли ее прочитать или даже просто не знали о ее существовании. А так как повторения этого материала в журнале, скорее всего, не будет, было бы жалко его просто потерять и забыть. Если мы забыли кого-то упомянуть или ущемили чьи-то права, просим сообщить об этом по электронной почте. Желаем приятного просмотра!!!

Спасательный круг

То, что когда-то предназначалось лишь для изменения направления движения автомобиля, сегодня превратилось в технологический шедевр. OneAim рассказывает о том, как работает руль Формулы 1.

В это трудно поверить, но одним из самых технологичных, самых сложных узлов с точки зрения богатства и разнообразия технологий, применяемых в Формуле 1, является рулевое колесо. Правда, назвать его колесом было бы не совсем правильно, поскольку компоновка автомобиля требует, чтобы эта деталь была по форме ближе к эллипсу.

Руль Ф1 изготовляется в основном из углепластика, пластмассы и титана (в силу легкости и прочности этих материалов), однако главная ценность - и весь гений создателей - сосредоточена в скрытом внутри электронном ╚мозге╩. Это означает, что, помимо основной функции смены направления движения, руль выполняет еще и миллион других, которые, несмотря на сложность управления машиной на скоростях за 300 км/ч, требуют внимания гонщика.

На нем размещены кнопки включения системы радиосвязи с командой, ограничителя скорости движения на пит-лейне и подачи воды. С его помощью гонщик, находясь на трассе, может внести серьезные изменения в настройки машины. Еще на руле расположен дисплей, посредством которого можно следить за показаниями тахометра и предполагаемым временем прохождения круга, а на обратной стороне закреплены лепестки переключения передач и сцепления. Короче говоря, по сравнению с традиционными чемпионскими рулями прошлого с их толстой оплеткой и легкосллавными спицами, современный руль Ф1 ушел на сто лет вперед.

И нет ничего удивительного в том, что разработка рулей для Ральфа Шумахера или Ярно Трулли (помимо 120 других элементов, изготавливаемых под конкретного гонщика) - важнейшая задача для Panasonic Toyota Racing (на созданиеруля требуется около 100 человеко-часов).

Несмотря на то что в основе своей рули Ф1 сделаны одинаково, их функциональность может быть подобрана индивидуально по заказу гонщика: одному удобнее включать радиосвязь правым большим пальцем, а другому - левым указательным. Точно так же и дисплей можно настроить на отображение чего угодно. Схема трассы, сигнализация о технических неисправностях или информация о том, как решить какие-то проблемы из кокпита, - это только некоторые варианты. Теоретически сего помощью можно даже загрузить и посмотреть фильм, хотя никто еще не заказывал такую опцию!

Лепестки под рулем должны быть очень маленькими, ведь в кокпите и так тесно. В зазор между рулем и кромкой кокпита едва можно просунуть руку. Гонщик нажимает лепесток с одной стороны, если нужно включить более высокую передачу, а затем с другой - чтобы включить более низкую. С помощью нижних лепестков включается сцепление - они ислользуются только при выезде из бокса и на пит-стопах.

Светодиодный индикатор в верхней части руля указывает, когда следует переключать передачи. Трулли и Шумахер предпочитают различные системы индикации: один ждет, пока по очереди не загорятся все пять лампочек, а другому о необходимости переключаться говорит дорожка огоньков.

Принимая во внимание стресс, который пилот испытывает во время гонки, просто невероятно, как им удается управляться с таким разнообразием функций, сохраняя при этом концентрацию. Каждый раз при въезде на пит-лейн они должны включать ограничитель скорости, который исключит нарушения правил и штрафы. А на некоторых трассах - например, в Монце - радиосвязь очень неустойчива, так что водитель не может себе позволить убрать палец с кнопки, чтобы не оборвать передачу в ключевой момент.

Сегодня руль - это нечто большее, чем набор составляющих его деталей. Во время гонки именно от него во многом зависит, как покажет себя машина, он предъявляет гонщику куда более высокие требования, чем раньше..

РУЛЬ, ВИД СПЕРЕДИ

1. Индинатор смены передач. Лампочки загораются по мере того, как двигатель набирает обороты. Еспи горят все пять - пора переключаться.
2. Селектор меню. Позволяет гонщику листать программное меню на экране. С помощью кнопок «+╩ и «-╩ можно менять настройки электронных узлов и функций.
3. Индикатор возвращения. Сообщает команде о скором прибытии машины на пит-стоп. Работает как страховочная система, поскольку на некоторых трассах радиосвязь ненадежна.
4. Радио. Устанавливает радиоконтакт между гонщиком и командой. Некоторые гонщики предпочитают говорить удерживая кнопку, другие нажимают ее только раз, получая 30-секундный сеанс связи.
5. Селектор настройки шин. Адаптирует некоторые настройки машины под установленные на ней шины для сухой, промежуточной ипи мокрой погоды.
6. Нейтpаль. При нажатии включается нейтральная передача. Если гонщик не сделает этого, вылетев с трассы, маршалы не смогут оттащить его машину в безопасное место.
7. Трекшн-контроль. Помогает прогреть задние шины. Снижает эффективность работы трекшн-контроля, позволяя пробуксовку шин.
8. Дифференциал. Меняет настройки гидравлического дифференциала.
9. Скорость срабатывания акселератора. Изменяет скорость реакции на нажатие педали газа - может использоваться при обгоне.
10. Моторный тормоз. Снижает рывок из-за оборотов двигателя при переключении на низшие передачи, что повышает стабильность машины при торможениях.
11. Диапазон оборотов. Используется для изменения уровня расхода топлива, варьируя диапазон оборотов между передачами, и позволяет раннее переключение.
12. Желтыe кнопки. Не используются в гонках. Применяются в качестве резервных при испытаниях.
13. Контроль тяги (трекшн-контроль). Позволяет менять настройки системы контроля тяги. В основном используется во время тестов для подбора оптимальных настроек ТК для гонки.
14. Питье. Приводит в действие электрический насос, который подает воду по специапьной трубке прямо в рот пилоту.
15. Контроль бокового сноса. Помогает справиться с избыточной поворачиваемостью путем выбора уровня эффективности трекшн-контроля на наждом из задних нолес.
16. Стартовая кнопка. Активирует антипробуксовочную систему для старта с места.
17. Ограничитель скорости. Включает автоматический ограничитель снорости при въезде на пит-лейн.
18. Превышение оборотов. Включает настройки двигателя, которые позволяют ему в течение нескольних сенунд работать на максимальных оборотах.
19. Цифровой дисплей. Светодиодный дисплей отображает множество параметров, включая обороты двигателя и показания датчиков температуры.

РУЛЬ, ВИД СЗАДИ

1. Переключение передач. При нажатии на левую пластину включается более высокая передача, на правую - более низкая.
2. Сцепление. Причина, по которой рычажки сцепления размещены с двух сторон, проста. Когда руль повернут до упора и руки перекрещены, что часто бывает при прохождении острых поворотов, при въезде и выезде с пит-лейна, у гонщика не возникает проблем в работе со сцеплением.
3. Защелка. Кокпит настолько тесен, что, прежде чем его покинуть, гонщик должен снять руль. Он должен снять и поставить его обратно за 10 секунд, поэтому руль снимается с помощью фпанца на рулевой колонке.

КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ УПРАВЛЕНИЕ

 

Разгон. Гонщик нажимает правую педаль и с помощью левого рычажка вкпючает более высокие передачи. Педапь газа при этом отпускать не нужно.
 

Торможение. Гонщик тормозит, нажимая на левую педаль правой или левой ногой и переключаясь на низшие передачи с помощью правого рычажка.

ИСТОРИЯ РУЛЕВОГО КОЛЕСА

 
1950-е
На машинах Гран При не было ни ремней безопасности, ни защитных дуг, ни других средств безопасности, позтому единственное, на что мог надеяться водитель, - это руль. Рули имели деревяный обод и алюминиевые спицы, собирались на заклепках, и на больших скоростях проявляли склонность к изгибу.
   

 
1960-е
По мере того как все большее распространение получали пространственные рамы и заднемоторная компоновка шасси, машины Формулы 1 становились компактнее, как и их рули. Деревяные обода уступили место композитным ипи цельноштампованным.
   

 
1970-е
Несущие кузова-монококи стали нормой, отчего уменьшилось пространство кокпита. Вот почему диаметр руля стал еще меньше, хотя рулевая колонка все еще находилась между коленями гонщика. К счастью, теперь их изготавливали из деформируемых металлов.
   

 
1980-е
Из-за требований компоновки рули стали еще меньше. К концу десятилетия начали пoявляться размещенные на рулях органы управления, такие как кнопки подачи питья и управление радиосвязью. Первые примитивные лепестковые переключатели передач стали доступны в 1989 году, но они были ненадежными.
   

 
1990-е
В начале десятилетия лепестковые переключатели все еще были редкостью, но к концу 1990-х технический прогресс привел к тому, что традиционный рычаг вышел из употребления. Светодиодные дисплеи стали нормой, а у гонщиков теперь под руками намного больше информации.
 
Arty © 2003 - 2010