NewLink.ru - Гоночная Библиотека Главная | Контакт | Поиск
| Новости | О проекте | Пилотаж | Настройка | Разное | Медиа | Ссылки | Блог |
.
Михаэль Шумахер. "Легенда дописана". Посвящение величайшему гонщику наших дней.
От NewLink.ru:
Эта статья была отсканирована с вырезки журнала Top Gear за декабрь 2006 г. Текст: Стив Купер; Фото: Patrick Gosling, Darren Heath. Все права принадлежат автору этой статьи и владельцам журнала. Размещение данной электронной статьи на данном ресурсе не носит коммерческий характер, а предназначено исключительно для ознакомления. Причина, по которой эта статья оказалась здесь, очень проста. Статья очень интересная, а многие по разным причинам не смогли ее прочитать или даже просто не знали о ее существовании. А так как повторения этого материала в журнале, скорее всего, не будет, было бы жалко его просто потерять и забыть. Если мы забыли кого-то упомянуть или ущемили чьи-то права, просим сообщить об этом по электронной почте. Желаем приятного просмотра!!!
Примечание: Некоторые фотографии при нажатии открываются в полном размере в новом окне.


Ш     У     М     А     Х     Е     Р
Л  Е  Г  Е  Н  Д  А     Д  О  П  И  С  А  Н  А
 

В о з р о ж д е н и е   F e r r a r i

Г е р р   В д о х н о в и т е л ь
2 5 0   Г р а н   П р и   Ш у м и
Е г о   П о с л е д н и й   Г р а н   П р и
Ф 1   н а   О д и н :   М и х а э л ь

╚В основе своей все тут вроде как надо, - сказал Михаэль Шумахер на заре своей карьеры в Ferrari, стараясь, чтобы его расчетливо приправленные реализмом слова звучали оптимистично. - Но нам потребуется время, чтобы сработаться. Я уверен, что у Ferrari есть потенциал, чтобы стать чемпионами мира, но это произойдет не сразу. В 1996-м мы будем готовиться, чтобы в 1997-м сражаться за титул╩.

Впервые Михаэль опробовал мощь Ferrari морозным ноябрьским утром 1995 года во Фьорано, и одного круга ему оказалось достаточно, чтобы оценить огромную пропасть, отделяющую Ferrari от лидеров Ф1.

Перед ним была команда, постоянно объяснявшая свои ужасные выступления пребыванием в переходном периоде. ╚В нынешнем сезоне Ferrari готовится к будущим сражениям╩, - эту фразу, как мантру, итальянцы повторяли из года в год, по мере того как улетучивался оптимизм, сопровождавший появление их очередной машины.

Мантра превратилась в молитву, а затем - в погребальную песнь. И как раз в тот момент, когда нация уже теряла веру, Михаэль решил бросить вызов циникам и приложить все силы, чтобы переломить судьбу Ferrari.

Это была самая непосильная задача в истории автоспорта, но именно она возвела Михаэля Шумахера в ранг спасителя Ferrari и породила величайшее партнерство за всю историю Ф1. Вот как это было...

Альфа и Омега: День первый во Фьорано в 1995-м (слева) и День последний в Бразилии в 2006-м (справа)


Михаэль получает то, что хочет


Еще до появления в Маранелло Михаэль начал выдвигать свои требования, пребывая в уверенности, что и дальше, как и в Benetton, будет наслаждаться приятным статусом ╚номера 1╩. Перво-наперво Шумахеру надо было подобрать подходящего напарника. Поначалу команда подумывала пожаловать место боевого гонщика тест-пилоту Николе Ларини. Но Шуми воспротивился, посчитав, что механики будут больше опекать итальянца.



В конце концов из Jordan был выкуплен Эдди Эрвайн - за вполне умеренную плату. Ирландца сочли достаточно устойчивым психологически, чтобы он мог выносить придирки Шумахера, не создавая особой угрозы положению лидера.

Итого: власть и влияние Михаэля уже были значительными - это заставляет вас осознать его ценность для команды. Даже таким грандам Ferrari, как Лауда, Вильнёв и Прост, подбирали равных им по силам напарников - согласно давно укоренившейся традиции Ferrari, ее гонщики должны соперничать друг с другом.

Михаэль все это разом изменил. Можно даже считать, что Ferrari своим примером доказала: наделение одного из гонщиков неоспоримым статусом первого номера на сегодняшний день является единственным действенным способом выигрывать чемпионаты - хотя Рон Деннис и Фрэнк Уильямс будут оспаривать это с пеной у рта.

Неуверенный старт


Даже с Эрвайном, прикрывавшим его тылы, Михаэлю трудно было повлиять на техническую службу, занимающуюся доводкой его новой машины - первой Ferrari с мотором V10. Но в отличие от стройной и функциональной 412 Т2 1995 года шасси F310, созданное в 1996-м техническим директором Джоном Барнардом, напоминало этакий аэродинамический кирпич, который ехал так же плохо, как и выглядел.

Несмотря на краткие проблески скорости и волшебства, победу в условиях дождя на ГП Испании, которой надолго хватило для усмирения некоторых тифози, не одобрявших появление Шуми в команде, первые полгода Михаэля в Ferrari были тягостными. К середине лета они достигли новой критической точки, когда в трех гонках подряд команда была практически поставлена на колени. После невероятно обидных сходов обоих гонщиков в Монреале, Маньи-Куре и Силверстоуне итальянская пресса пришла в неистовство и жаждала крови.

Глава команды Жан Тодт даже публично заявил о готовности уйти в отставку, но Шумахер бросился на его защиту, демонстративно заявив о доверии к своему боссу. ╚Жан Тодт - один из лучших людей в Ferrari, - сказал он. - Если хотите разрушить Ferrari - увольте Тодта. Если хотите, чтобы команда добилась успехов, оставьте его╩.

 
Затем Михаэль быстро описал все недостатки команды, закончив тем, что нестандартный подход Барнарда - он работал в Суррее, откуда сообщал о своих идеях на базу в Маранелло, - никогда не принесет тех результатов, к которым он привык, работая с тесно сплоченным коллективом базы Benetton в Энстоуне.

Претензий у Михаэля становилось все больше - он даже озвучил свои сомнения в способностях Барнарда немецкой прессе - и он начал искать собственное решение проблемы. Он осторожно сблизился с Россом Броном и - сначала неофициально - все больше и больше склонял своего старого приятеля принять пост технического директора Ferrari. Обхаживания Михаэля принесли плоды, и четыре месяца спустя Росс приземлился в аэропорту Болоньи.

Итого: Барнард был последней надеждой Ferrari - и его подход не сработал. Михаэль с его более широким взглядом на вещи точно подметил слабину и одновременно предложил способы ее устранения, доказав Ferrari, что он не просто гонщик. А поскольку Тодт все еще нащупывал почву под ногами - не забывайте, что после впечатляющих успехов в ралли и гонках спортивных автомобилей у него по-прежнему было сравнительно мало опыта в Формуле 1, - Михаэль теперь был неофициальным лидером команды.

Новая эпоха Брона

Брон вихрем ворвался в Маранелло. Блестящему инженеру и исключительному стратегу не потребовалось много времени для определения недостатков Ferrari и их устранения - чего никогда не смог бы сделать Барнард, сидя у себя в офисе в Англии.

 
На пару с Шумахером Брону удалось убедить приятеля по Benetton Рори Бёрна отказаться от ухода в отставку, отложить на потом мечты о тайских пляжах и своей новой школе дайвинга и стать новым главным конструктором Ferrari. Еще одно важное назначение!

Пока Бёрн разбирался с несколько более удачным F310B, унаследованным от Барнарда в 1997 году, Брон принялся наводить порядок в техническом отделе Маранелло. Он избавился от старого персонала (Барнард выкупил чертежное бюро Ferrari в Суррее и нанялся в Arrows); аэродинамиста Вильяма Тоета сменил Николас Томбасис, а для работы с электроникой из Benetton переманили гениального Теда Чапски.

Успехам команды в 1997 году способствовали и дополнительные капиталовложения со стороны Marlboro, разорвавшей 22-летнее партнерство с McLaren. После подписания контракта машины приобрели более яркий красный оттенок (к большому возмущению пуристов Ф1), a Ferrari начала невероятно успешную ребрендинговую кампанию. Положительно отразилась на выступлениях и сделка с Shell, заключенная в 1996-м после долгого сотрудничества с итальянской нефтяной компанией Agip, так как перед Броном открылись новые горизонты для исследований и кооперации с топливной фирмой.

Итого: Сильный характер Брона в сочетании с ценным опытом его близких друзей Шумахера и Бёрна породил крепкий технический триумвират. А сделки, заключенные в тот же период Тодтом, не только показали, что команда отныне работает на более высоком техническом и административном уровне, но и подтвердили, что люди, стоящие за этими сделками, также весьма сильны - и многие из них приносят плоды и по сей день.

Михаэль и его команда

Даже после прихода Брона и Бёрна Ferrari начинала сезон-1997 с машиной, неспособной тягаться по скорости с Williams FW19. Для команды, открыто заявившей, что в ее планы на год всерьез входит борьба за титул, это было разочарованием. Этот угнетающий недостаток скорости вынудил Михаэля не жалеть сил, чтобы вернуть команду на трассу, и зимой 1996≈97 года дело понемногу пошло на лад.

Проведя день в наматывании кругов на тестовой трассе во Фьорано, Михаэль и его инженеры бегом неслись через дорогу в спортивный штаб Ferrari - Gestione Sportiva (GeS) - где проходили все более интенсивные совещания.


Перекур и совещание с инженером Иньяцио Лунеттой
 
Шуми выдавал всю зафиксированную им информацию, помня и поведение машины на входе поворот, и условия в его середине, и скорость на выходе, отвечая на вопросы и предлагая решения инженерных проблем.

Ближе к полуночи он запрыгивал в свой 456GT и несся по темным извилистым улочкам Маранелло в единственную открытую в такое время пиццерию. Подхватив дюжину коробок с пиццей, Михаэль перетягивал шатающуюся башню ремнем пассажирского сиденья и мчался обратно на базу. Он привозил поздний ужин своей проголодавшейся команде и продолжал обсуждения - часто до 3-4 утра.

Примерно в то же время Ferrari передала старый фермерский дом Энцо Феррари с побеленными стенами во владение Михаэлю. Именно из этого дома, расположенного как раз в центре тестовой трассы Фьорано, Комендаторе наблюдал за своими машинами. Теперь дом служил временным прибежищем Михаэля, так как его тестовые обязанности начали требовать столько усилий, что он на полтора года забыл о нормальном режиме и куда больше времени уделял работе на базе, чем в гимнастическом зале. Благодаря новому жилищу он мог допоздна сидеть на совещаниях, поздно ложиться и снова быть на трассе к 8 утра.

Итого: Механики Ferrari стали относиться к Михаэлю как к члену семьи. Он доказал, что его преданность делу превосходит привычные представление о долге, - и требовал того же от своих коллег. Это заметно после каждой победы, когда он обнимается со своими парнями. Это было заметно и после поражения в Сузуке-2006, когда он их утешал, - в тот момент суперзвезда была с ними наравне. И они любили его за это.

Удачная сделка с Bridgestone

В ноябре 1997 года фирма Goodyear шокировала мир Гран При, объявив о своем уходе из Формулы 1 в конце 1998-го. В McLaren быстро смекнули, что грядут большие перемены. Предполагая, что на Goodyear далеко уже не уедешь, они переметнулись к Bridgestone.

Для Ferrari, имевшей весьма тесные связи с компанией из Эйкрона, это было сложнее, и они сохранили партнерство, несмотря на уверенный старт Bridgestone в 1997 году. Но Михаэль не давал покоя сотрудникам американского гиганта, называя их ╚ленивцами╩, после того как оценил истинную угрозу, исходившую от Bridgestone. И хотя Жан Тодт большую часть сезона-1998 пытался уговорить Goodyear передумать, они были глухи к его увещеваниям, и Ferrari пришлось перейти на Bridgestone на год позже своего главного соперника, McLaren.

Однако именно уход Goodyear и появление Bridgestone в роли монопольного поставщика резины для всей Формулы 1 в конечном итоге дали Ferrari возможность завладеть решающим преимуществом. По мере роста важности тестов в Ф1 - хотя они все еще оставались по большей части бесконтрольными - расписание тестов на 1999 год обязывало Bridgestone привозить шины только на две тестовые трассы. Так как большинство команд предпочитали проводить тесты либо в Барселоне, либо в Хересе, Ferrari могла выбрать в качестве второй трассы Монцу или Муджелло - себе на пользу. Если верить слухам, Bridgestone снабжал Ferrari дополнительными 50 комплектами за сезон, привозя их только во Фьорано, и Жану Тодту не составило большого труда обрисовать японцам все выгоды тесного сотрудничества с его инженерами.

В результате сложилось уникальное партнерство в работе над шасси и шинами, ставшее предметом зависти всего пит-лейна после того, как появление в 2001-м конкурирующей Michelin сделало Bridgestone и Ferrari закадычными друзьями.

Итого: Семена особого сотрудничества Bridgestone/Ferrari дали плоды в виде сокрушительного превосходства Скудерии в начале XXI века на шинах, созданных практически на заказ. Это был решающий компонент, приведший к пяти титулам подряд, - подобного господства Ф1 еще не знала.

Шумахер вместе с Тодтом, Броном и Бёрном превратил Ferrari из алого недоразумения в самый успешный и престижный бренд в Формуле 1. Этот союз не упустил бы ни одного титула еще лет пять... Столь полный триумф означал превосходство в техническом, административном и гоночном плане, что и унижало, и воспитывало всех соперников Ferrari. Пошли уроки впрок или нет, станет ясно в ближайшие два сезона.

Герр вдохновитель


В годы выступлений Шумахера за Benetton (1991-1995) редактор отдела техники F1 Racing Стив Матчетт (выделен на фото) был одним из его механиков. Насколько зрелым человеком был Михаэль вне кокпита?!
 
Вызов напарникам
Шестеро напарников Михаэля по Benetton почувствовали на себе горячее дыхание стремительного Шуми
 
Нельсон Пике, 1991
╚Я никогда не считал, что к Михаэлю относятся с большим вниманием. Конечно, он был быстр, иногда быстрее меня. Но он был славным малым, и я был счастлив открыть и показать ему все╩.
 
Мартин Брандл, 1992
╚У Михаэля был особый ореол. Из всех моих напарников он обладал наибольшим влиянием. Он сплачивал вокруг себя команду, потому что был очень быстр, но я никогда не считал, что он заносится╩.
 
Рикардо Патрезе, 1993
╚Единственным гонщиком, похожим на Михаэля, из тех, кого я видел, был Айртон Сенна. Найджел Мэнселл был очень быстр, но ему надо было, чтобы и ветер дул попутный. Михаэль, как и Сенна, силен был всегда╩.
 
Джей Джей Лехто, 1994
╚Benetton был командой Михаэля. Не могу пожаловаться на его характер. Те, кто его не знает, считают его заносчивым, но это, на мой взгляд, из-за выражения на его лице. Именно оно создает ауру надменности╩.
 
Йос Ферстаппен, 1994
╚Приехав на новую трассу, Михаэль с первого же круга шел на пределе. Мне очень трудно было с ним тягаться. Он всегда был быстр, чертовски быстр! Я с ним и близко не стоял╩.
 
Джонни Херберт, 1994-1995
╚У нас бывали веселые моменты, но Михаэль не хотел, чтобы другие знали, какой он на самом деле. Он очень эгоистичен, но такова Ф1. Беда в том, что команда всегда говорила ему "да"╩.

Когда Михаэль выбрался из своей дымящейся машины в Сузуке-2006, когда камеры поймали его на пути к боксам, по его глазам, по едва заметным морщинам на лице, только недавно начавшем стареть, можно было понять чувства, обуревавшие его в тот момент. Сдержанный вздох, смирение, признание того, что мечта завершить долгую карьеру восьмым чемпионским титулом стала теперь почти неосуществимой.

Но несмотря на всю эту тяжесть, когда Михаэль вернулся в боксы Ferrari, он выглядел совсем иначе. Его глаза сверкали, он опять улыбался. Одного за другим он обошел помощников, чтобы каждому сказать несколько слов, пожать руку, похлопать по плечу. Не только свою бригаду - каждого члена команды: шинников, водителей грузовиков, инженеров, механиков, - в глазах Михаэля все они равны. Он не только знает их по именам, он знает, сколько у кого детей. И сегодня это чувство семьи стало ничуть не слабее, чем оно было в течение 4,5 лет, проведенных им в Benetton. Наоборот, оно даже стало сильнее, потому что Ferrari была его семьей на протяжении 11 лет.

Находясь вдали от посторонних глаз, чувствуя себя в безопасности в боксах команды, он открыт и доступен, а вовсе не холоден. Он проявляет живой интерес к разговорам на любую тему: дети, гоночные машины, отпуска, итоги тестов в Барселоне. Он вникает во все без усилий. И за годы это подсознательное чувство не раз оказывалось весьма полезным.

Михаэль не просто стремится к победе, он отдает ей все; и его настрой, и его товарищеское отношение находят отклик в окружающих, вдохновляют их. ╚Главные качества, которые Михаэль внес в команду, - это его всегда высокие результаты, его преданность делу и моральный дух╩, - говорит Росс Брон.

Найджел Степни, технический менеджер Ferrari, продолжает: ╚В свои 37 он один из самых подготовленных гонщиков, уровень его физической готовности свойственен, скорее, атлетам. Пожалуй, это единственный гонщик, который может выкладываться на 100% в течение всей гонки, четко выдерживать стратегию и добиваться своего. Большинство гонщиков в какой-то момент теряют концентрацию. Люди забывают, в какой физической форме нужно быть, чтобы управлять машиной Ф1 на его уровне. Я не верю, что кто-то еще способен на такое╩.
.
Я прошу Степни рассказать о преданности Шумахера Ferrari, о том, что он не выискивает виновных в случае каких-то просчетов. ╚Мы можем работать только на все сто, как и он, - говорит Найджел. - Все мы люди, все мы совершаем ошибки, но когда мы ошибаемся - мы, команда - мы сплачиваемся и вместе переживаем и победы, и поражения. Такая преданность укрепляет наши отношения. В конце концов ты прикидываешь, достаточно ли ты сделал, можно ли было сделать больше? Я думаю, что это уникальная особенность команды Ferrari за последние 10 лет, тем более если вспомнить, что когда-то она была одним из самых нестабильных рабочих мест╩.

Комментарии Степни напоминают мне, что точно так же все складывалось и в Benetton. С того дня, как Михаэль пришел к нам осенью 1991 года, он, казалось, попал куда надо. Поначалу я принимал его дружелюбие за нервозность: новый парень пытается встать на ноги, чувствует необходимость сделать попытку сказать ╚привет╩ людям, о которых он завтра и не вспомнит. Но он помнил.

В те времена я отвечал за переднюю часть машины Нельсона Пике; передком машины Михаэля занимался Джон Уитли, нынешний менеджер команды Red Bull. ╚Михаэль интересовался людьми, с которыми он работал. Он и сейчас (хотя они уже 11 лет не работают вместе) спрашивает меня о моей жене и семье, - рассказывает мне Джон. - Он выделяется именно этим своим вниманием к деталям и полным нежеланием идти на компромисс. Многих ли гонщиков, с которыми тебе доводилось работать, всерьез интересовало состояние стыков корпуса?╩.

Ответ на вопрос Джона, кстати, таков: один. Из всех гонщиков, с которыми я работал, еще только Мартин Брандл проявлял некоторый интерес к тому, что выходило за пределы кокпита.

Инженером Шумахера в Benetton был Пэт Симондс, ныне главный инженер Renault. ╚Михаэль является самым работоспособным го нщиком из всех, кого я видел в Ф1, - говорит он. - Его скорость и талант несомненны, но черта характера, которая, по моему мнению, выделяет чемпионов, - это их умение постоянно совершенствоваться и выкладываться за рулем по максимуму. Что касается Михаэля, то у него это распространяется на все аспекты его жизни в команде.

Общаться с ним как с человеком было очень приятно. Мы часто заставали его в боксах позно вечером с тарелкой пасты за болтовней с механиками; он искренне верил в то, что это помогает укрепить команду, и понимал свою роль лидера в этом процессе. Такое отношение к работе было для него естественным, но меня особенно поражало, насколько хорошо он понимал, что Ф1 является спортом не только машин, но и людей в равной степени╩.

Что касается меня, я никогда не чувствовал себя более причастным, более важным участником похода Benetton к победам, чем при Шумахере. Да, были взлеты и падения, но даже сейчас, 10 лет спустя, это ощущение не изменилось. Я считаю, что мне невероятно повезло сыграть хотя бы крошечную роль в том, что должно быть расценено - даже самыми отъявленными циниками - как исключительный период в истории Формулы 1.

Все его 250 Гран При

Карьера Михаэля Шумахера, кроме всего прочего, была пронизана настоящей рекордной лихорадкой. Перед вами все его 250 Гран При, включая Францию-1996, где он не стартовал из-за отказа мотора на формирующем круге, и Великобританию-1999, где он попал в аварию и первый старт с его участием был аннулирован. Итак, 250 - до чего же красивое число!
| Комментарии Тим Скотт и Александр Кабановский |

1991
JORDAN-FORD 191/
BENETTON-FORD B191
13. ГП Португалии, Эшторил
Старт 10-й Финиш 6-й
Вновь ехал быстрее Пике, но гонку закончил позади него
16. ГП Австралии, Аделаида
Старт 6-й Итог Сход
На мокрой трассе шел 4-м, пока не столкнулся с Пике
11. ГП Бельгии, Спа
Старт 7-й Итог Сход
Блестяще провел квалификацию, но сошел на первых же метрах гонки
14. ГП Испании, Барселона
Старт 5-й Финиш б-й
Допустил разворот, сражаясь за лидерство, финишировал шестым

Побед 0 Очков 4 Лич. зачет 12-й

12. ГП Италии, Монца
Старт 7-й Финиш 5-й
И в квалификации, и в гонке превзошел своего напарника Пике; заработал первые очки
15. ГП Японии, Сузука
Старт 9-й Итог Сход
В квалификации - серьезная авария из-за отказа двигателя
 

1992
BENETTON-FORD В191 В/
BENETTON-FORD B192
6. ГП Монако, Монте-Карло
Старт б-й Финиш 4-й
Выдержал схватку с Алези и заработал первые очки в Монако
12. ГП Бельгии, Спа
Старт 3-й Финиш 1-й
Своевременный переход на слики принес знаменитую первую победу
1. ГП ЮАР, Кьялами
Старт б-й Финиш 4-й
Гонщики Williams доминировали, и Шуми осталось лишь биться с Сенной (McLaren)
7. ГП Канады, Монреаль
Старт 5-й Финиш 2-й
Уверенное второе место вслед за победившим Бергером (McLaren)
13. ГП Италии, Монца
Старт 6-й Финиш 3-й
Повредил крыло на старте, с последнего места пробился на 3-е
2. ГП Мексики, Мехико
Старт 3-й Финиш 3-й
Обошел Брандла - и после схода Сенны спокойно финишировал третьим
8. ГП Франции, Маньи-Кур
Старт 5-й Итог Сход
На мокрой трассе въехал в Сенну
14. ГП Португалии, Эшторил
Старт 2б-й Финиш 7-й
Из-за сбоя мотора стартовал последним, а в гонке был еще и прокол
3. ГП Бразилии, Интерлагос
Старт 5-й Финиш 3-й
Отобрал 3-е место у Сенны, но проиграл круг обоим гонщикам Williams
9. ГП Великобритании, Силверстоун
Старт 4-й Финиш 4-й
Уступил напарнику Брандлу и финишировал 4-м
15. ГП Японии, Сузука
Старт 5-й Итог Сход
Шел третьим вслед за гонщиками Willams, но отказала коробка
4. ГП Испании, Барселона
Старт 2-й Финиш 2-й
Его лучший к тому времени результат - за рулем нового Benetton В192
10. ГП Германии, Хокенхайм
Старт б-й Финиш 3-й
Гонка без пит-стопов принесла место на подиуме после разворота Патрезе
16. ГП Австралии, Аделаида
Старт 5-й Финиш 2-й
Показал лучшее время круга, но не сумел догнать Бергера
5. ГП Сан-Марино, Имола
Старт 5-й Итог Сход
Допустил детскую ошибку и вылетел с трассы
11. ГП Венгрии, Хунгароринг
Старт 4-й Итог Сход
После удара Брандла отопвапось и улетело заднее крыло

Побед 1 Очков 53 Лич. зачет 3-й


1993
BENETTON-FORD B192В/
BENETTON-FORD B193
6. ГП Монако, Монте-Карло
Старт 2-й Итог Сход
Уверенно лидировал, но подвела система гидравлики
12. ГП Бельгии, Спа
Старт 3-й Финиш 2-й
Обойдя Сенну и Проста, добыл великолепное второе место
1. ГП ЮАР, Кьялами
Старт 3-й Итог Сход
Столкнулся с Сенной, сражаясь за второе место
7. ГП Канады, Монреаль
Старт 3-й Финиш 2-й
Второй - благодаря сходу Сенны (победил Прост)
13. ГП Италии, Монца
Старт 5-й Итог Сход
Шел вторым, когда отказал мотор
2. ГП Бразилии, Интерлагос
Старт 4-й Финиш 3-й
Только третий из-за заминки на пит-стопе (машина упала с домкратов)
8. ГП Франции, Маньи-Кур
Старт 7-й Финиш 3-й
Обошел Сенну, но гонщики Williams были ему не по зубам
14. ГП Португалии, Эшторил
Старт б-й Финиш 1-й
Обыграл гонщиков Williams за счет умной тактики с одним пит-стопом
3. ГП Европы, Донингтон
Старт 3-й Итог Сход
В дождевой гонке, где Сенна творил чудеса, Шуми вылетел с трассы
9. ГП Великобритании, Силверстоун
Старт 3-й Финиш 2-й
Вновь взял верх над Сенной
15. ГП Японии, Сузука
Старт 4-й Итог Сход
Ранний сход после столкновения с Хиллом
4. ГП Сан-Марино, Имола
Старт 3-й Финиш 2-й
Пробился на 2-е место, уступив лишь несокрушимому Просту (Williams)
10. ГП Германии, Хокенхайм
Старт 3-й Финиш 2-й
Занял второе место благодаря проколу шины у Хилла
16. ГП Австралии, Аделаида
Старт 4-й Итог Сход
Мотор отказал уже на 20-м круге
5. ГП Испании, Барселона
Старт 4-й Финиш 3-й
Из-за вылета не смог побороться с Сенной за 2-е место
11. ГП Венгрии, Хунгароринг
Старт 3-й Итог Сх
Два разворота, затем - отказ топливного насоса

Побед 1 Очков 52 Лич.зачет 4-й


1994
BENETTON-FORD В194
5. ГП Испании, Барселона
Старт 1-й Финиш 2-й
Блестящий результат с коробкой, заклинившей на 5-й передаче           подробнее...
10. ГП Венгрии, Хунгароринг
Старт 1-й Финиш 1-й
Стремительный прорыв сквозь трафик принес еще одну победу
1. ГП Бразилии, Интерлагос
Старт 2-й Финиш 1-й
На первом пит-стопе обошел Сенну и победил
6. ГП Канады, Монреаль
Старт 1-й Финиш 1-й
Уверенно выиграл гонку в сложных погодных условиях
11. ГП Бельгии, Спа
Старт 2-й Финиш Дисквалификация
Лишен победы за то, что планка под днищем сточилась сильнее допустимого
2. Тихоокеанский ГП, Аида
Старт 2-й Финиш 1-й
После схода Сенны на старте гонки Шуми был неудержим
7. ГП Франции, Маньи-Кур
Старт 3-й Финиш 1-й
Великолепно стартовал, обойдя оба Williams, и довел гонку до победы
14. ГП Европы, Херес
Старт 1-й Финиш 1-й
На первом пит-стопе обошел Хилла и одержал важную победу
3. ГП Сан-Марино, Имола
Старт 2-й Финиш 1-й
Грустная победа в день, когда погиб Сенна
8. ГП Великобритании, Силверстоун
Старт 2-й Финиш Дисквалификация
Наказан за то, что проигнорировал показанный ему черный флаг. Отложенная дисквалификация на 2 гонки
15. ГП Японии, Сузука
Старт 1-й Финиш 2-й
В дождь проиграл Хиллу по сумме двух заездов, из которых состояла гонка
4. ГП Монако, Монте-Карло
Старт 1-й Финиш 1-й
Отобрал поул у Хяккинена, затем выиграл гонку
9. ГП Германии, Хокенхайм
Старт 4-й Итог Сход
Шел вторым, когда сгорел мотор
16. ГП Австралии, Аделаида
Старт 2-й Итог Сход
Вылетел сам, затем убрал Хилла - и стал чемпионом
   
Побед 8 Очков 92 Лич. зачет 1-й

1995
BENETTON-RENAULT В195
6. ГП Канады, Монреаль
Старт 1-й Финиш 5-й
Лидировал, пока не забарахлила коробка передач
12. ГП Италии, Монца
Старт 2-й Итог Сход
Хилл допустил ошибку на торможении и протаранил МШ
1. ГП Бразилии, Интерлагос
Старт 2-й Финиш 1-й
Одержал победу, когда сошел Хилл
7. ГП Франции, Маньи-Кур
Старт 2-й Финиш 1-й
Благодаря сверхбыстрым кругам перед пит-стопом сохранил лидерство и победил
13. ГП Португалии, Эшторил
Старт 3-й Финиш 2-й
Отобрал вторую позицию у Хилла и сохранил ее до финиша
2. ГП Аргентины, Буэнос-Айрес
Старт 3-й Финиш 3-й
Мог быть вторым, но подвела заминка с заправочной горловиной
8. ГП Великобритании, Силверстоун
Старт 2-й Итог Сход
Выбит из гонки в результате нерасчетливой атаки Хилла
14. ГП Европы, Нюрбургринг
Старт 3-й Финиш 1-й
Погоня за Алези на последних кругах завершилась обгоном - и победой
3. ГП Сан-Марино, Имола
Старт 1-й Итог Сход
Лидировал, но вылетел, рискнув поехать на сликах на мокром асфальте
9. ГП Германии, Хокенхайм
Старт 2-й Финиш 1-й
Умная тактика с 2 оттянутыми пит-стопами принесла ему знаменитую домашнюю победу
15. Тихоокеанский ГП, Аида
Старт 3-й Финиш 1-й
Блестящие круги до и после пит-стопа - победа в гонке и титул чемпиона
4. ГП Испании, Барселона
Старт 1-й Финиш 1-й
Победил, лидируя от старта до финиша - и вновь вышел вперед в личном зачете
10. ГП Венгрии, Хунгароринг
Старт 3-й Итог н/ф
Сначала застрял на дозаправке, затем отказало электрооборудование
16. ГП Японии, Сузука
Старт 1-й Финиш 1-й
Доминировал с первого дня уикенда, легко победил, стартовав с поула
5. ГП Монако, Монте-Карло
Старт 2-й Финиш 1-й
Безжалостно обставил Хилла, для которого Williams неверно выбрала тактику гонки
11. ГП Бельгии, Спа
Старт 16-й Финиш 1-й
Великолепная гонка испорчена отложенным штрафом за блокировку Хилла        подробнее...
17. ГП Австралии, Аделаида
Старт 3-й Итог Сход
Схватка с гонщиками Ferrari за 3-е место закончилась столкновением с Алези
   
Побед 9 Очков 102 Лич. зачет 1-й


1996
FERRARI F310
6. ГП Монако, Монте-Карло
Старт
1-й Итог Сход
Стартовав с поула, вылетел на первом же круге
12. ГП Венгрии, Хунгароринг
Старт
1-й Финиш 9-й
Шел третьим, когда оборвало привод акселератора
1. ГП Австралии, Мельбурн
Старт
4-й Итог Сход
На новом F310 шел третьим, но сошел из-за проблем с тормозами
7. ГП Испании, Барселона
Старт
3-й Финиш 1-й
Слабый старт - и безупречная победа под дождем    подробнее...
13. ГП Бельгии, Спа
Старт
3-й Финиш 1 -й
За 12 кругов до финиша опередил Вильнёва на спуске к Eau Rouge
2. ГП Бразилии, Интерлагос
Старт
4-й Финиш 3-й
Управлять недоведенной машиной было почти невозможно - и все равно третий!
8. ГП Канады, Монреаль
Старт
3-й Итог н/с
На стартовом поле не завелся двигатель
14. ГП Италии, Монца
Старт
3-й Финиш 1-й
Гонщики Williams сошли - и Шуми подарил тифози победу
3. ГП Аргентины, Буэнос-Айрес
Старт
2-й Итог Сход
Сражался за второе место, но развалилось заднее крыло
9. ГП Франции, Маньи-Кур
Старт
1-й Итог н/с
Поул - и отказ двигателя на формирующем круге
15. ГП Португалии, Эшторил
Старт
4-й Финиш 3-й
Вильнёв обошел его в последнем повороте по внешнему радиусу
4. ГП Европы, Нюрбургринг
Старт
3-й Финиш 2-й
Быстрый пит-стоп принес второе место вслед за Вильнёвом
10. ГП Великобритании, Силверстоун
Старт
3-й Итог Сход
Гидропривод коробки передач отказал уже после 3 кругов
16. ГП Японии, Сузука
Старт
3-й Финиш 2-й
Вильнёв сошел, а Шуми до самого финиша преследовал Хилла
5. ГП Сан-Марино, Имола
Старт
1-й Финиш 2-й
Проиграл старт и до финиша преследовал Хилла
11. ГП Германии, Хокенхайм
Старт
3-й Финиш 4-й
Черепашья тактика с 1 пит-стопом принесла лишь 4-е место

Побед 3 Очков 59 Лич.зачет 3-й

1997
FERRARI F310В
6. ГП Испании, Барселона
Старт
7-й Финиш 4-й
Прекрасно стартовав, вышел на второе место, но финишировал лишь 4-м
12. ГП Бельгии, Спа
Старт
3-й Финиш 1-й
В дождь за шесть кругов привез соперникам 40 с!
1. ГП Австралии, Мельбурн
Старт
3-й Финиш 2-й
Медленнее Williams на 2 секунды, но уступил только Култарду
7. ГП Канады, Монреаль
Старт
1-й Финиш 1-й
Стал первым, когда ДиСи заглох в боксах прямо перед красным флагом
13. ГП Италии, Монца
Старт
9-й Финиш 6-й
Шины вновь не на высоте - и на финише Шуми лишь 6-й
2. ГП Бразилии, Интерлагос
Старт
2-й Финиш 5-й
Поначалу шел в группе лидеров, но постепенно откатился назад
8. ГП Франции, Маньи-Кур
Старт
1-й Финиш 1-й
Гора с плеч в Маранелло: чистая и заслуженная победа Шуми
14. ГП Австрии, А1 -Ринг
Старт
9-й Финиш 6-й
Оштрафован за обгон Френтцена под желтыми флагами
3. ГП Аргентины, Буэнос-Айрес
Старт
4-й Итог Сход
Разворот на первом круге после контакта с Баррикелло
9. ГП Великобритании, Силверстоун
Старт
4-й Итог Сход
Поход к победе остановлен из-за вибрации колеса
15. ГП Люксембурга, Нюрбургринг
Старт
5-й Итог Сход
Столкнулся в первом повороте с братом Ральфом
4. ГП Сан-Марино, Имола
Старт
3-й Финиш 2-й
F310 Bедет все быстрее - второе место (позади Френтцена)
10. ГП Германии, Хокенхайм
Старт
4-й Финиш 2-й
Потеряв пятую передачу, спас второе место
16. ГП Японии, Сузука
Старт
2-й Финиш 1-й
Важнейшая победа - Эрвайн помог сдержать Вильнёва
5. ГП Монако, Монте-Карло
Старт
2-й Финиш 1-й
Принято важнейшее решение стартовать с дождевыми настройками; легкая победа
11. ГП Венгрии, Хунгароринг
Старт
1-й Финиш 4-й
Тактика трех пит-стопов испорчена быстрым износом шин
17. ГП Европы, Херес
Старт
2-й Итог Сход
Столкнулся с Вильневом и сошел; позже был лишен всех очков, заработанных в сезоне
   
Побед 5 Очков 78 Лич.зачет Исключен из зачета

1998
FERRARI F300
6. ГП Монако, Монте-Карло
Старт
4-й Финиш 10-й
Потолкавшись с Вурцем в Loews, повредил машину и потерял три круга
12. ГП Венгрии, Хунгароринг
Старт
3-й Финиш 1-й
Смелая тактика трех пит-стопов плюс гоночный талант - формула победы        подробнее...
1. ГП Австралии, Мельбурн
Старт
3-й Итог Сход
На шестом круге отказал двигатель
7. ГП Канады, Монреаль
Старт
3-й Финиш 1-й
Даже штрафная остановка не помешала одолеть Физикеллу
13. ГП Бельгии, Спа
Старт
4-й Итог Сход
Уверенно лидируя, наскочил на ДиСи в пелене брызг
2. ГП Бразилии, Интерлагос
Старт
4-й Финиш 3-й
Даже без ╚двухконтурных╩ тормозов гонщики Mclaren быстрее Шуми
8. ГП Франции, Маньи-Кур
Старт
2-й Финиш 1-й
Умчался от гонщиков McLaren, создав солидный отрыв со старта
14. ГП Италии, Монца
Старт
1 -й Финиш 1-й
Проскочил мимо Хяккинена, когда ДиСи спалил мотор
3. ГП Аргентины, Буэнос-Айрес
Старт
2-й Финиш 1-й
Победу принесли отчаянная езда и тактика двух пит-стопов
9. ГП Великобритании, Силверстоун
Старт
2-й Финиш 1-й
Обхитрил судей, совместив на пит-лейне финиш и штраф стоп-энд-гоу
15. ГП Люксембурга, Нюрбургринг
Старт
1-й Финиш 2-й
Хяккинен обошел Шуми на пит-стопе и лидерства не уступил
4. ГП Сан-Марино, Имола
Старт
3-й Финиш 2-й
Второй следом за ДиСи, Хяккинен - сошел
10. ГП Австрии, А1-Ринг
Старт
4-й Финиш 3-й
Два вылета, лишний пит-стоп - и только третий на финише
16. ГП Японии, Сузука
Старт
1-й Итог Сход
Заглох на старте решающей гонки; ехал третьим - и проколол шину
5. ГП Испании, Барселона
Старт
3-й Финиш 3-й
McLaren в другой лиге - выше третьего места не прыгнуть
11. ГП Германии, Хокенхайм
Старт 9-й Финиш 5-й
Машина не слишком хороша в квалификации и чуть лучше в гонке

Побед 6 Очков 86 Лич.зачет 2-й

1999
FERRARI F399
4. ГП Монако, Монте-Карло
Старт
2-й Финиш 1-й
Отлично стартовав, повел гонку, сохранив лидерство до финиша
8. ГП Великобритании, Силверстоун
Старт
2-й Итог н/с
Авария в Stowe на первом круге, перелом ноги - и два месяца на больничном
1. ГП Австралии, Мельбурн
Старт
3-й Финиш 8-й
Вновь заглох на старте; пробился до 8-го места
5. ГП Испании, Барселона
Старт
4-й Финиш 3-й
Не смог угнаться за гонщиками McLaren и остался третьим
15. ГП Малайзии, Сепанг
Старт
1-й Финиш 2-й
Блокируя Хяккинена, помог победить напарнику Эдди Эрвайну              подробнее...
2. ГП Бразилии, Интерлагос
Старт
4-й Финиш 2-й
Лидировал, но не смог переиграть Хяккинена из McLaren
6. ГП Канады, Монреаль
Старт
1-й Итог Сход
Лидируя, попал в аварию, не выдержав прессинга со стороны Мики
16. ГП Японии, Сузука
Старт
1-й Финиш 2-й
Хяккинена одолеть не смог, но принес Ferrari Кубок конструкторов
3. ГП Сан-Марино, Имола
Старт
3-й Финиш 1-й
Опередил ДиСи после того, как Мика разбил машину
7. ГП Франции, Маньи-Кур
Старт
6-й Финиш 5-й
Лидировал на мокрой трассе, но забарахлила электроника

Побед 2 Очков 44 Лич.зачет 5-й

2000
FERRARI F1-2000
6. ГП Европы, Нюрбургринг
Старт
2-й Финиш 1-й
С первыми каплями дождя обогнал Хяккинена - и был таков
12. ГП Италии, Монца
Старт
1-й Финиш 1-й
Победил Хяккинена в честном бою; сравнялся с Сенной по числу побед
1. ГП Австралии, Мельбурн
Старт
3-й Финиш 1-й
Оба McLaren испустили дух, и победа досталась Шуми
7. ГП Канады, Монреаль
Старт
1-й Финиш 1-й
Баррикелло прикрыл его тылы в гонке, проходившей в сложных погодных условиях
13. ГП США, Индианаполис
Старт
1-й Финиш 1-й
Несмотря на разворот, легко победил: оба гонщика McLaren ╚самоликвидировались╩
2. ГП Бразилии, Интерлагос
Старт
3-й Финиш 1-й
Поединок с Хяккиненом за победу закончился со сходом финна
8. ГП Франции, Маньи-Кур
Старт
1-й Исход Сход
Сначала выпустил вперед Култарда, а потом отказал мотор
14. ГП Японии, Сузука
Старт
1-й Финиш 1-й
Выиграл гонку (и чемпионат) после долгого и трудного поединка с Хяккиненом
3. ГП Сан-Марино, Имола
Старт
2-й Финиш 1-й
Отменные круги до и после пит-стопа - Мика вновь позади
9. ГП Австрии, А1-Ринг
Старт
4-й Итог Сход
Из-за ошибок Трулли и Зонты выбыл в 1-м повороте
15. ГП Малайзии, Сепанг
Старт
1-й Финиш 1-й
Вновь победа - после ╚прогулки╩ ДиСи по обочине
4. ГП Великобритании, Силверстоун
Старт
5-й Финиш 3-й
Застрял позади Вильнёва и финишировал только третьим
10. ГП Венгрии, Хунгароринг
Старт
1-й Финиш 2-й
Хяккинен отлично стартовал - Шуми остался вторымо
16. ГП Японии, Сузука
Старт
1-й Финиш 2-й
Хяккинен взял верхе честной схватке, оттянув пит-стоп
5. ГП Испании, Барселона
Старт
1-й Финиш 5-й
Лидировал, пока не начала спускать шина
11. ГП Бельгии, Спа
Старт
4-й Финиш 2-й
Блестящий маневр Мики при обгоне Зонты в Les Combes: Михаэль повержен

Побед 9 Очков 108 Лич.зачет 1-й

2001
FERRARI F2001
6. ГП Австрии, А1-Ринг
Старт
1-й Финиш 2-й
После стычки с Монтойей пробился на 2-е место
12. ГП Германии, Хокенхайм
Старт
3-й Итог Сход
Проблемы с КП на старте и удар от Бурти; рестарт и отказ машины
1. ГП Австралии, Мельбурн
Старт
1-й Финиш 1-й
Первый на старте и на финише, а Мика сошел
7. ГП Монако, Монте-Карло
Старт
2-й Финиш 1-й
ДиСи заглох на поул-позиции, и гонка обернулась для Шуми легкой прогулкой
13. ГП Венгрии, Хунгароринг
Старт
1-й Финиш 1-й
Победным маршем к дублю Ferrari - и 4-му титулу
2. ГП Малайзии, Сепанг
Старт
1-й Финиш 1-й
В ливень Ferrari идет на 5 секунд быстрее всех: легкая победа
8. ГП Канады, Монреаль
Старт
1-й Финиш 2-й
Превосходство Michelin помогло Ральфу сдержать брата
14. ГП Бельгии, Спа
Старт
3-й Финиш 1-й
Впереди с первого до последнего круга; рекордная 52-я победа
3. ГП Бразилии, Интерлагос
Старт
1-й Финиш 2-й
Уступил Култарду в сухой/дождевой гонке
9. ГП Европы, Нюрбургринг
Старт
1-й Финиш 1-й
Вновь сошелся в поединке с Ральфом, пока того не оштрафовали
15. ГП Италии, Монца
Старт
3-й Финиш 4-й
Подавлен событиями 11 сентября - тихое 4-е место
4. ГП Сан-Марино, Имола
Старт
4-й Итог Сход
Сошел после прокола и повреждения обода
10. ГП Франции, Маньи-Кур
Старт
2-й Финиш 1-й
Обошел Ральфа во время первого пит-стопа и помчался к победе
16. ГП США, Индиан
Старт
1-й Финиш 2-й
Хяккинен взял верх в честной схватке, оттянув пит-стоп
5. ГП Испании, Барселона
Старт
1-й Финиш 1-й
Шел вторым до последнего круга, на котором у Мики развалилось сцепление
11. ГП Великобритании, Силверстоун
Старт 1-й Финиш 2-й
Тактика одного пит-стопа не сработала - Мика победил с двумя
17. ГП Японии, Сузука
Старт
1-й Финиш 1-й
Стремительные первые круги - и уверенная победа
   
Побед 9 Очков 123 Лич.зачет 1-й

2002
FERRARI F2002
6. ГП Австрии, А1-Ринг
Старт
3-й Финиш 1-й
Баррикелло пропускает Шуми к победе на последнем круге
12. ГП Германии, Хокенхайм
Старт
1-й Финиш 1-й
Выдержал напор Ральфа в дебюте и одержал убедительную победу
1. ГП Австралии, Мельбурн
Старт
2-й Финиш 1-й
Легко выиграл на прошлогодней машине, Рубенс застрял в стартовом завале
7. Монако, Монте-Карло
Старт
3-й Финиш 2-й
Редкий случай:заслуженная победа Култарда. МШ второй
13. ГП Венгрии, Хунгароринг
Старт
2-й Финиш 2-й
Гоночная рутина: следовал за Баррикелло на протяжении 1 часа 40 минут
2. ГП Малайзии, Сепанг
Старт
1-й Финиш 3-й
Столкнулся с Монтойей, но все же пробился на подиум
8. ГП Канады, Монреаль
Старт
2-й Финиш 1-й
Монтойя был близко, но Михаэль контролировал ситуацию
14. ГП Бельгии, Спа
Старт
1-й Финиш 1-й
Легкая победа - уже 10-я (рекордная) в сезоне
подробнее...
3. ГП Бразилии, Интерлагос
Старт
2-й Финиш 1-й
Дебют нового F2002 отмечен славной победой
9. ГП Европы, Нюрбургринг
Старт
3-й Финиш 2-й
Разворот в дебюте; спокойно доехал 2-м вслед за Рубенсом
15. ГП Италии, Монца
Старт
2-й Финиш 2-й
Рубенс избрал иную тактику, чем Шуми, и победил
4. ГП Сан-Марино, Имола
Старт
1-й Финиш 1-й
Очередной дубль Ferrari: как прогулка в парке
10. ГП Великобритании, Силверстоун
Старт
3-й Финиш 1-й
Начавшийся дождь помог одолеть Монтойю
16. ГП США, Индианаполис
Старт
1-й Финиш 2-й
Решил устроить парадный финиш для Ferrari - и упустил победу!
5. ГП Испании, Барселона
Старт
1-й Финиш 1-й
Баррикелло сошел, а Михаэль побеждает в 4-й из 5 гонок сезона
11. ГП Франции, Маньи-Кур
Старт
2-й Финиш 1-й
Ряйккёнен поскользнулся на масле - победа и 5-й титул Шуми
17. ГП Японии, Сузука
Старт
1-й Финиш 1-й
На одной из своих любимейших трасс Шуми неудержим
   
Побед 11 Очков 144 Лич.зачет 1-й

2003
FERRARI F2003-GA
6. ГП Австрии, А1-Ринг
Старт
1-й Финиш 1-й
Пережил пожар в боксах и победил после схода Монтойи          подробнее...
12. ГП Германии, Хокенхайм
Старт
6-й Финиш 7-й
Прокол на последних кругах - и потеря 2-го места
1. ГП Австралии, Мельбурн
Старт
1-й Финиш 4-й
Лидировал, но повредил днище о бордюры
7. ГП Монако, Монте-Карло
Старт
5-й Финиш 3-й
Надолго застрял за Трулли, в итоге - лишь третий
13. ГП Венгрии, Хунгароринг
Старт
8-й Финиш 8-й
Грустный уикенд: Шуми только 8-й, уступив победителю круг
2. ГП Малайзии, Сепанг
Старт
3-й Финиш 6-й
Налетел на Трулли, оштрафован, в итоге - лишь 6-й
8. ГП Канады, Монреаль
Старт
3-й Финиш 1-й
Несмотря на проблемы с тормозами, удержал позади целую группу соперников           подробнее...
14. ГП Италии, Монца
Старт
1-й Финиш 1-й
Одолел Монтойю в самой быстрой гонке в истории Ф1
3. ГП Бразилии, Интерлагос
Старт
7-й Итог Сход
Стал одной из жертв тропического ливня, разбив машину
9. ГП Европы, Нюрбургринг
Старт
2-й Финиш 5-й
Столкнулся с Монтойей; маршалы вытолкали его из гравия - 5-е место
15. ГП США, Индианаполис
Старт
7-й Финиш 1-й
Важнейшая победа; Баттон был быстр, но спалил мотор
4. ГП Сан-Марино, Имола
Старт
1-й Финиш 1-й
Эмоциональная победа в день смерти матери
10. ГП Франции, Маньи-Кур
Старт
3-й Финиш 3-й
На последнем пит-стопе обошел гонщиков McLaren, но остался позади пары Williams
16. ГП Японии, Сузука
Старт
14-й Финиш 8-й
До титула не хватало всего 1 очка: оно и завоевано в непростой гонке
5. ГП Испании, Барселона
Старт
1-й Финиш 1-й
На новом F2003-GA сражался с Алонсо - и взял верх
11. ГП Великобритании, Силверстоун
Старт
5-й Финиш 4-й
Спокойная гонка и 4-е место на фоне подвигов Рубенса

Побед 6 Очков 93 Лич.зачет 1-й

2004
FERRARI F2004
7. ГП Европы, Нюрбургринг
Старт
1-й Финиш 1-й
Сато пытался бросить вызов, но Шуми вновь бесподобен
14. ГП Бельгии, Спа
Старт
2-й Финиш 2-й
Закончил остросюжетную гонку следом за Кими и стал чемпионом
1. ГП Австралии, Мельбурн
Старт
1-й Финиш 1-й
Формальная борьба с Баррикелло ≈ и очерёдной дубль Ferrari
8. ГП Канады, Монреаль
Старт
6-й Финиш 1-й
7-я победа в Монреале - благодаря тактике двух пит-стопов
15. ГП Италии, Монца
Старт
3-й Финиш 2-й
После разворота в эске на первом круге финишировал 2-м
2. ГП Малайзии, Сепанг
Старт
1-й Финиш 1-й
Напряженная тактическая схватка с Монтойей - и победа Шуми
9. ГП США, Индианаполис
Старт
2-й Финиш 1-й
Обогнал Баррикелло но рестарте; на руку оказался и выход сейфти-кара
16. ГП Китая, Шанхай
Старт
20-й Финиш 12-й
Ошибка в квалификации и еще две в гонке: так не бывает!..
3. ГП Бахрейна,Сахир
Старт
1-й Финиш 1-й
Нежаркая погода на руку Bridgestone, Михаэль вновь первый
10. ГП Франции, Маньи-Кур
Старт
2-й Финиш 1-й
Четыре пит-стопа и невероятный темп принесли результат            подробнее...
17. ГП Японии, Сузука
Старт
1-й Финиш 1-й
Компенсация в виде безоговорочной победы
4. ГП Сан-Марино, Имола
Старт
2-й Финиш 1-й
Опередил Баттона на первом пит-стопе и выиграл
11. ГП Великобритании, Силвер-стоун
Старт 4-й Финиш 1-й
Когда пришла пора, вновь пригвоздил соперников
18. ГП Бразилии, Интерлогос
Старт
13-й Финиш 7-й
В квалификации удар о стену, в гонке разворот
5. ГП Испании, Барселона
Старт
1-й Финиш 1-й
Преодолел сопротивление Трулли и неполадки системы выхлопа
12. ГП Германии, Хокенкайм
Старт
1-й Финиш 1-й
Все далеко позади, кроме Бaттoна (он просто позади)

Побед 13 Очков 148 Лич.зачет 1-й
6. ГП Монако, Монте-Карло
Старт
4-й Итог Сход
Под сейфти-каром налетел в туннеле на Монтойю
13. ГП Венгрии, Хунгароринг
Старт
1-й Финиш 1-й
12-я победа в 13 гонках - и вновь очень уверенная
 

2005
FERRARI F2005
7. ГП Европы, Нюрбургринг
Старт
10-й Финиш 5-й
Невыразительное 5-е место, да еще позади Рубенса
14. ГП Турции, Стамбул
Старт
19-й Итог Сход
Отстающий на круг Уэббер погорячился и испортил день
1. ГП Австралии, Мельбурн
Старт
19-й Итог Сход
Жаркий уикенд закончился столкновением с Хайдфельдом
8. ГП Канады, Монреаль
Старт
2-й Финиш 2-й
Старт провален, но ранний пит-стоп спас второе место
15. ГП Италии, Монца
Старт
6-й Финиш 10-й
Терял позицию за позицией и финишировал только 10-м
2. ГП Малайзии, Сепанг
Старт
13-й Финиш 7-й
На прошлогодней машине Шуми теряет темп
9. ГП США, Индианаполис
Старт
5-й Финиш 1-й
"Подеда": команды Michelin не вышли на старт
16. ГП Бельгии, Спа
Старт
6-й Итог Сход
Такума Сато (B.A.R-Honda) пошел на таран
3. ГП Бахрейна, Сахир
Старт
2-й Итог Сход
12 кругов за рулем F2005 преследует Алонсо, но подводит гидравлика
10. ГП Франции, Маньи-Кур
Старт
3-й Финиш 3-й
Сход Монтойи принес Шуми бронзу
17. ГП Бразилии, Интерлагос
Старт
7-й Финиш 4-й
Дела пошли в гору - в споре за 4-е место справился с Физико
4. ГП Сан-Марино, Имола
Старт
13-й Финиш 2-й
Алонсо выстоял прод отчаянным натиском Михаэля
11. ГП Великобритании, Сильверстоун
Старт
9-й Финиш 6-й
Шел стабильно, опередил Барикелло, но за лидерами не угнался
18. ГП Японии, Сузука
Старт
14-й Финиш 7-й
Шел пятым, но пропустил атаку Алонсо в повороте 130R
5. ГП Испании, Барселона
Старт
8-й Итог Сход
Шел третьим, но дважды за два круга проколол шины
12. ГП Германии, Хокенхайм
Старт
5-й Финиш 5-й
В споре с гонщиками Michelin шел 3-м, но откатился назад
19. ГП Китая, Шинхай
Старт
6-й Итог Сход
Разворот на холодных шинах под сейфти-каром
6. ГП Монако, Монте-Карло
Старт
8-й Финиш 7-й
Побил в гонке квалификационное время, но вновь подвела резина
13. ГП Венгрии, Хунгароринг
Старт
1-й Финиш 2-й
Лидировал, опережая Ряйккёнена, - до второго тип-стопа

Побед 1 Очков 62 Лич.зачет 3-й

2006
FERRARI 248
7. ГП Монако, Монте-Карло
Старт
22-й Финиш 5-й
Квалификационный Rascasse-скандал - и великолепная гонка
14. ГП Турции, Стамбул
Старт
2-й Финиш 3-й
Гонка испорчена выходом сейфти-кара: пришлось ждать очереди на пит-лейне
1. ГП Бахрейна, Сахир
Старт
1-й Финиш 2-й
Скорость вернулась: Алонсо выиграл считанные метры
8. ГП Великобритании, Сильверстоун
Старт
3-й Финиш 2-й
Взял верх над Кими в остром споре за вторую позицию
15. ГП Италии, Монца
Старт
2-й Финиш 1-й
Поднялся на вершину подиума - и объявил об уходе
2. ГП Малайзии, Сепанг
Старт
14-й Финиш 6-й
Гибкие крылья отбросили далеко назад
9. ГП Канады, Монреаль
Старт
5-й Финиш 2-й
Второе место - максимум возможного; Алонсо очень быстр
16. ГП Китая, Шанхай
Старт
6-й Финиш 1-й
Блестящая победа: Шуми побил Алонсо в принципиальной дуэли
3. ГП Австралии, Мельбурн
Старт
10-й Итог Сход
Не хватало сцепления: разбил машину о стену
10. ГП США, Индианаполис
Старт
1-й Финиш 1-й
Шуми неудержим и вместе с Массой приносит Ferrari дубль
17. ГП Японии, Сузука
Старт
2-й Итог Сход
Шел к победе, но не выдержал мотор
4. ГП Сан-Марино, Имола
Старт
1-й Финиш 1-й
Взял верх в упорнейшей схватке с Фернандо
11. ГП Франции, Маньи-Кур
Старт
1-й Финиш 1-й
Вновь на коне, лидируя практически от старта до финиша
18. ГП Бразилии, Интерлагос
Старт
10-й Финиш 4-й
Протокол, а затем отчаянный прорыв наверх, к финалу карьеры
5. ГП Европы, Нюрбургринг
Старт
2-й Финиш 1-й
Благодаря шинам Brigestones отобрал лидерство у Алонсо
12. ГП Германии, Хоккенхайм
Старт
2-й Финиш 1-й
Легкая победа перед домашними трибунами

Побед 7 Очков 121 Лич.зачет 2-й
6. ГП Испании, Барселона
Старт
3-й Финиш 2-й
Со старта застрял за Физико; не смог догнать Алонсо
13. ГП Венгрии, Хунгароринг
Старт
11-й Финиш 8-й
Квалификационный штраф, прорыв наверх, столкновение с Хайдфельдом
 

Гран При 250
Победы 91
Очки 1369
Титулы 7



Ну, на посошок!..
Что ж, прощай, Михаэль! Твоя последняя гонка была сплошным хаосом и безумием, но это была гонка Мастера

Текст Мэтт Бишоп

Если Михаэля Шумахера считать самой яркой звездой в истории Формулы 1 (а так оно и есть) и если высшая точка в карьере этой звезды пришлась на Гран При Бразилии-2006 (а так оно и было), получается, что еще ни одному гонщику не удавалось завершить карьеру и откланяться в более царственной манере, чем этому немцу по прозвищу Шуми. И было это 22 октября в Интерлагосе. В Бразилии присутствие Михаэля ощущалось буквально везде, его имя было у всех на устах... при том, что его самого мало кто видел. Но каждый раз, когда он появлялся на публике, с явной поспешностью перемещаясь по паддоку от турникетов на входе до штаба Ferrari, располагавшегося за обветшалыми боксами, сотни фотографов и операторов бросались за ним. И всякий раз это было впечатляющее зрелище, поскольку, начиная с пятницы, Михаэль прибывал на трассу в окружении здоровенных телохранителей в черных костюмах, державших толпу на расстоянии.

Затишье перед бурей
Как ни удивительно, но в четверг Михаэль не был приглашен на официальную пресс-конференцию FIA. Вместо этого перед журналистами предстали: Фернандо Алонсо (что логично, учитывая ситуацию в чемпионате), Фелипе Масса (на радость местной прессе), Рубенс Баррикелло (по той же причине), Кими Ряйккёнен (не вполне ясно, для чего) и Тьяго Монтейру (просто теряюсь в догадках). В защиту Ferrari (полагаю, и FIA тоже) можно сказать, что в четверг утром Михаэль появился на специальной пресс-конференции в отеле Transamerica, однако это было слишком рано для большинства европейских журналистов, которые в тот момент еще не успели получить багаж в аэропорту.
 

Шуми с человеческим лицом

В четверг сразу после пресс-конференции в отеле Transamerica Михаэль попросил всех немецких и итальянских журналистов остаться и сообщил им, что несмотря на его непростые отношения с прессой, он хотел бы поблагодарить всех за все.

Кто-то спросил, можно ли ждать его возвращения? ╚Скорее нет, нежели да╩, - ответил Михаэль под общий смех. А потом он совершил еще один любопытный поступок: те, кто там был, уверяют, что это был спонтанный порыв. Каждому репортеру он поставил автограф на пропуске в паддок. Причем каждому написал что-то личное: немцам по-немецки, итальянцам - по-итальянски.

Один из итальянцев потом сказал: ╚Шуми раскрылся перед нами как человек╩.

В субботу вечером Михаэль расщедрился до того, что надписал пропуск и одному-единственному британскому журналисту: нашему Питеру Уиндзору. Надпись гласила: ╚Питеру. Держись! Михаэль Шумахер╩.


Но самое удивительное, что в квалификации Михаэлю не удалось пробиться в первую тройку, потом он не смог дотянуться до подиума в воскресенье и посему не принял участия ни в одной из трех официальных пресс-конференций FIA, проводившихся в ходе финального гоночного уикенда. Но не будем опережать события. Михаэль остановился в отеле Grand Hyatt, прибыв туда во вторник после полудня. А вечером ужинал там в компании восьми человек, каждый из которых в силу тех или иных причин значит для него очень много: жена Коринна, отец Рольф, подруга отца (мать Михаэля умерла в 2003 году), менеджер Вилли Вебер, бывший личный тренер Балбир Сингх, пятикратный чемпион мира по MotoGP Мик Дуэн и пара старых друзей еще со времен картинга - Петер Кайзер и Гериберт Фрингелинг. Эти люди - опора Михаэля, так же как сам он долгие годы являлся надежей и опорой своей команды. В четверг вечером, как это бывало по четвергам накануне каждой гонки, Михаэль и Фелипе набрали из механиков Ferrari по футбольной команде и устроили очередной товарищеский матч. Судьей на этот раз был Росс Брон. Никакой командной тактики и в помине не было, а матч завершился вничью. Казалось бы, у Ferrari репутация коллектива, который работает как хорошо отлаженная машина и где не тратят время на ерунду. Все верно, однако укрепление отношений между людьми - не ерунда, поэтому здесь играют в футбол. Но из этого ничего не вышло бы, если бы Михаэля и Фелипе не связывали истинно дружеские отношения.


Все внимание в Бразилии было приковано не к чемпиону мира Алонсо, не к выигравшему гонку Массе, а к Михаэлю. Но прокол шины свел его шансы на нет

 
Пятница: Без оваций
Как обычно, в пятницу Шуми берег мотор, и команда решила вообще не выпускать его в первой тренировке, а во второй он проехал лишь 15 кругов. В перерыве он подкрепился итальянским салатом, а потом им занялся массажист Майкл Харнер, сменивший на этом посту Балбира. Но наиболее заметное событие пятницы произошло на брифинге гонщиков. Все началось как обычно: председательствующий, гоночный директор FIA Чарли Уайтинг, быстро пробежался по главным проблемам, напомнив про синие флаги, про то, что в квалификации нельзя мешать тем, кто едет быстрый круг, и т. д. Но когда все уже собирались расходиться, Чарли вновь попросил тишины. ╚Думаю, будет правильно, - сказал он, - если в знак признания всего того, что Михаэль сделал для Ф1 за эти 16 сезонов, мы проводим его аплодисментами╩. Кто-то из гонщиков захлопал в ладоши, кто-то закричал: ╚Давай, толкни речь!╩. Остальные не отреагировали никак. В итоге овации не вышло, и выступать Михаэль не стал.

Суббота: Первые проблемы
С утра все шло отлично, в том смысле, что день начался как любая другая суббота в карьере Михаэля: вертолет до трассы, технический брифинг, массаж, утренняя тренировка (2-й результат), короткий отдых, салат, вновь массаж, квалификация (второй в 1 -й сессии и лучшее время во 2-й). Вероятность поула была весьма высока, а уж первый ряд был гарантирован. В итоге, как вы знаете, в 3-й сессии Михаэль не проехал ни круга из-за отказа топливного насоса: подобное не случалось с Ferrari уже более пяти лет. Так что ему досталась 10-я стартовая позиция. Алонсо же показал 4-й результат. Сдался ли Шуми? Конечно, нет. Военный совет в Ferrari затянулся почти до 8 вечера (Кими, между прочим, уехал с трассы на 4 часа раньше). Потом Михаэль поужинал вместе с механиками прямо в расположении Ferrari и вернулся к себе в Grand Hyatt около 22.00. Вот что значит привычка...
 

Перед стартом Михаэль был само спокойствие среди возбужденной толпы
 

Воскресенье: Гонка Гонок

До половины второго все шло в целом как обычно: вертолет, технический брифинг, церемониальный визит в Паддок-клуб, итальянский салат, финальное групповое фото всместе со всеми гонщиками и т.д.

Примерно в 13.25 я вышел на стартовое поле и встал возле 10-й позиции, где мечтал бы оказаться в тот момент любой фанат Ф1. Там уже собралась толпа, и среди ожидавших был, в частности, Мика Хяккинен, про которого Михаэль не раз говорил, что уважает финна больше всех прочих соперников (если точнее, помнится, он назвал Мику своим "лучшим соперником", но вы меня поняли).

Когда Шуми вырулил на стартовую прямую и выключил двигатель, чтобы машину уже вручную дотолкали до его места, трибуны Интерлагоса взревели так, как редко бывает на гонках. Он вылез из кокпита, и его тут же окружили, похлопывая по плечам, Тодт, Вебер, и тест-пилот Ferrari Лука Бадоер. Потом он подошел к Мике. Пока они болтали, Хяккинен выглядел по-настоящему оживленным, но Михаэль был по обыкновению флегматичен. Было ясно, что несмотря на все драмы, слез от него в этот день никто не дождется. По крайней мере, мы их не увидим.

 
Потом на поле появился Пеле, и Шуми, как и большинство гонщиков, направился к великому бразильцу. Не было там только Кими, который пару минут спусти заявил в телеинтерьвью, что в это самое время "бегал в сортир". Извините, конечно, но никуда он не бегал: после того как его McLaren подкатили к первому ряду, он до самого старта был либо в машине, либо возле нее. Почему тогда он так сказал? Ясное дело, из озорства. Чтобы добавить хоть чуточку веселья в этот спектакль под названием "До свидания, Михаэль" и, разумеется, чтобы досадить Рону Деннису.

Ну а что было в гонке, вы знаете. Несмотря на прокол шины, Михаэль провел ее просто блестяще. Нет слов, чтобы выразить, насколько это было здорово, божественно, восхитительно. И на 68-м круге он обошел Ряйккёнена, продемонстрировав один из самых дерзких обгонов, которые мы когда-либо видели. Нечего было по сортирам бегать в такой сторический момент! А если Кими никуда и не бегал, а только языком молол - тем хуже для него.

 

Ф 1   Н А   О д и н
Михаэль Шумахер
Частное лицо

О том, останется ли он пенсионером, о его тактике в гонках, о мечте понырять вместе с китами

За 16 лет твоей карьеры в Ф1 ты лишь однажды попал в серьезную аварию, когда в 1999-м в Силверстоуне сломал ногу. Страх оказал хоть какое-то влияние на твое решение уйти - как это было с Джеймсом Хантом в Монако в 1979-м?

Нет. Сегодня я боюсь не больше и не меньше, чем когда начинал свою карьеру. Разумеется, всегда бывают моменты, когда ты чув-ствуешь испуг, но за рулем ты об этом просто не думаешь.

Многие готовы биться об заклад, что в начале следующего года тебе захочется опробовать новый Ferrari. Ты готов с ними поспорить?

В данный момент - готов.

Как насчет выступлений в немецкой DTM?

А на что она мне сдалась? Впрочем, это то, что я могу ответить вам сейчас. Ники Лауда вернулся в Ф1, Мика Хяккинен гоняется в DTM. Но и то, и другое случилось спустя какое-то время после их ухода. Сегодня я не могу вам сказать наверняка, чем займусь через два-три года.

Жан Тодт когда-то был раллийным штурманом, а потом сделал блестящую карьеру менеджера. Как тебе такая ролевая модель?

У меня никогда их (ролевых моделей) не было, я в них никогда не нуждался.

Что бы ты сказал тому, кто назовет тебя исключительным эгоистом на трассе, но милейшим парнем, когда ты вне кокпита?

Я с ним соглашусь. Почему я должен делать другим подарки в гонке?

Но ведь речь именно о том, за что тебя жестко критиковали: когда, к примеру, в прошлом году в Монако ты обогнал Рубенса Баррикелло (в экстремальных условиях - Рубенс в тот момент пытался обогнать Ральфа), потом на последнем круге пытался повторить это с братом (едва его неубрав). Или когда остановил машину во время квалификации в Монако в этом году.

 
+ еще 5 фактов

1.
Ты встречался со многими знаменитостями. Хотелось бы тебе увидеться с кем-то из них снова?

Откровенно говоря, я бы сказал нет

2.
Назови самые радостные и печальные моменты твоей жизни

Самые радостные - рождение моих детей, свадьба с Коринной, мой первый титул в Benetton в 1994-м и в Ferrari в 2000-м Печальные - смерть матери и цунами

З.
Твоя любимая песня?

My Way. Кстати, я ведь неплохо пою. Ее текст очень искренен. Быть может, эта песня стала частью моей жизни

4.
Твоя любимая еда и напиток?

Паста и Kaiserschmarm (протертые оладьи с изюмом), а также яблочный сок с содовой

5.
Удиви нас чем-нибудь, чего мы не знаем.

Обожаю скалолазание

Ну, если соперники критикуют меня за это, значит, я немалого добился и честным путем.

Тебя не удивило, что в Германии известие о твоем уходе затмило на телеэкранах все остальное, что это подавалось как новость общенационального масштаба?

А я об этом и не знал. В тот вечер я довольно поздно вернулся домой и не смотрел телевизор. А тому, что пишут в газетах, я никогда особого значения не придавал. Но я понимаю, что эта новость могла вызвать немалый интерес.

Ты частенько говорил, что твоя жена Коринна всегда оставляла на твое усмотрение решение о твоей карьере. Как было на этот раз?

Как обычно. Коринна не из тех, кто пытается заставить меня что-либо сделать. Наоборот, она предоставляет мне право самому принять верное решение. Но вообще-то мы все решаем сообща.

Чем ты будешь заниматься, когда начнутся межсезонные тесты?

По-моему, у детей будут каникулы, так что мы поедем куда-нибудь вместе. Кроме того, я займусь своим бизнесом, на который у меня прежде не хватало времени. С этого момента ты волен делать все что угодно.

Какую роскошь ты позволишь себе первым делом?

Буду делать все, чем не занимался до сих пор. Получить кучу времени на все - для меня это и есть роскошь.

Но, может, есть что-то особенное?

Да, хочу понырять вместе с китами - но мне пока не удавалось оказаться в нужном месте в нужное время. Киты - это что-то совершенно необычное. И сейчас у меня появилось время поехать туда, где они обитают.

Ты много занимаешься благотворительностью, но предпочитаешь не говорить об этом. Может, именно этим ты сейчас будешь заниматься больше, раз появилось свободное время, - но тебе, видимо, не хочется, чтобы тебя преследовала пресса?

Я бы не стал говорить ╚преследовала╩. Наоборот, этому проекту необходима поддержка прессы, я приглашаю ее к сотрудничеству. Прежде, когда свободного времени у меня было немного, я, естественно, предпочитал проводить его с семьей. Но сейчас у меня есть время на то, чтобы посвятить себя разным другим делам.

Ты говорил, что можешь отдыхать только в США, потому что тебя там никто не знает. Ты действительно веришь в то, что можешь снова стать просто частным лицом?

Ну, не завтра, но когда-нибудь так и будет. Когда я стану старым, седым и толстым.

Твоя дочь участвует в скачках, а сын играет в хоккей. Ты тоже выходишь с ним на лед?

Нет. Я мало чем могу быть ему полезен. Но я буду за ним присматривать и помогать ему.

Когда в 1996 году ты пришел в Ferrari, команда погрязла в хаосе. В пресс-центре один швейцарский журналист предлагал делать ставки на круг, на котором ты сойдешь. Как ты на это отреагировал?

Когда я услышал об этом, то рассмеялся. С другой стороны, не очень-то забавно оказаться главной фигурой в подобном споре.

Интервьюировал Фредрик аф Петерсенс
Arty © 2003 - 2010