NewLink.ru - Гоночная Библиотека Главная | Контакт | Поиск
| Новости | О проекте | Пилотаж | Настройка | Разное | Медиа | Ссылки | Блог |
.
"В погоне за Сисом". Ле-Ман
От NewLink.ru:
Эта статья была отсканирована с вырезки журнала F1Racing за август 2006г. Текст: Александр Кабановский (пилот); Фото: Витаутас Черняускас (штурман), архив LAT, музей Ле-Мана. Все права принадлежат автору этой статьи и владельцам журнала. Размещение данной электронной статьи на данном ресурсе не носит коммерческий характер, а предназначено исключительно для ознакомления. Причина, по которой эта статья оказалась здесь, очень проста. Статья очень интересная, а многие по разным причинам не смогли ее прочитать или даже просто не знали о ее существовании. А так как повторения этого материала в журнале, скорее всего, не будет, было бы жалко его просто потерять и забыть. Если мы забыли кого-то упомянуть или ущемили чьи-то права, просим сообщить об этом по электронной почте. Желаем приятного просмотра!!!

(Примечание: большинство старых фотографий доступны для просмотра в большем размере. При клике на фотографии, она откроется в новом окне)


... В iюн░ с░го года во Францiи, близъ города Ле-Манъ, состоялись соревнованiя Грандъ При, организованныя м░стнымъ Автомобильнымъ Клубомъ. На стартъ двухдневныхъ гонокъ вышли сильнейшiя "пилоты" Европы и Америки - Женатци, Назаро, Вагнеръ и другiя. Заполучивъ самоб░глый экипажъ, изготовленный на фабрик░ Анри Ситроэна, в путь отправились и двое смельчаковъ из Россiи. Вотъ ихъ разсказъ...╩

К старту мы опоздали, так уж получилось. Вроде бы и график составили заранее, и выехали загодя. Но нет - давно уже ушли в гонку все ее участники, разошлись зрители и даже гостевые трибуны успели разобрать. И тем не менее мы все же отправились в путь жарким июльским днем, надеясь если не догнать пионеров автоспорта, то хотя бы побольше узнать о том, как в историю гонок Гран При были вписаны самые первые строки. К старту мы опоздали ровно на сто лет.

Стартовый городок Гран При Автомобильного клуба Франции 1906 года, если судить по описаниям современников и немногим сохранившимся фотоснимкам, представлял собой весьма внушительное строение. Трибуны вмещали девять тысяч человек (билет в самую дорогую ложу, к слову, стоил 300 франков) и буквально трещали по швам от наплыва публики. Сейчас отыскать следы былого великолепия в колыбели гонок Гран При уже практически невозможно.

Ну что же, пора в путь. По счастью, все дороги, по которым сто лет назад мчались в клубах пыли отважные первопроходцы, и поныне открыты для движения. Одна из них, шоссе N23, и ведет нас на юго-запад - в сторону Ле-Мана. Первый отрезок пути кажется не слишком примечательным - дорога абсолютно ровная и прямая, да к тому же идет мимо каких-то складов. Чуть правее, за несколькими рядами деревьев, виднеется полотно железной дороги - поезда ходили здесь и сто лет назад, но тогда это были паровики, ныне же - скоростные экспрессы TGV. Тягаться с ними в скорости бессмысленно - отметку 250 стремительные составы достигают без напряжения. Что же касается нашего дизельного Citroen C4, то его ╚потолок╩, как опытным путем выяснил штурман (после чего был решительно отстранен от управления, ведь по французским законам за серьезное превышение скорости можно угодить в тюрьму), - 178 км/ч.




Между тем впереди показалась крупная развязка. Здесь расходятся дороги, ведущие из Ле-Мана в Париж и Орлеан, и это место заслуживает того, чтобы здесь ненадолго остановиться. Сейчас над перекрестком высится изящная круговая развязка, при строительстве которой уцелел небольшой участок старой Орлеанской дороги. Он дает хорошее представление о том, сколь узким было полотно гоночной трассы 100 лет назад. Зато ее покрытие и до гонки было весьма приличным, а перед Гран При привели дороги в порядок, залив битумом в общей сложности 500 000 м2, - и все равно камни, вылетавшие из-под колес, доставили гонщикам немало хлопот.

За крутым поворотом нас встречает шоссе N157, и мы продолжаем погоню за прошлым. Поначалу характер дороги остается прежним, но вскоре она резко взмывает вверх и входит в чудесный сосновый бор - воздух наполнен запахом хвои. Жаль, что Ференцу Сису и его соперникам, ехавшим здесь до нас, было не до красот природы - они выжимали из своих экипажей невероятные по меркам начала прошлого века 150-160 км/ч. Прямая как стрела асфальтовая лента достигает вершины холма и тут же падает вниз. Начиная с этого момента, крутые спуски и подъемы сменяют друг друга почти без остановки.

   
На выезде из Бульвара трасса виляет влево, круто спускается и резко идет на подъем. Водителям ╚гоночных мастодонтов╩ здесь приходилось непросто.

Позади уже 20 километров, а впереди - первый населенный пункт, городок под названием Болуар. Его двух- и трехэтажные домики, без сомнения, помнят, как под их окнами мчал на FIAT Винченцо Лянча, захвативший лидерство со старта гонки. Мы повторяем путь легендарного итальянца, совершив левый вираж на выезде из городка и остановившись лишь на минуту, чтобы сделать пару кадров. В одном из окон тут же приоткрывается створка - нечасто в Бульваре можно увидеть чудаков, которые говорят на непонятном языке и разгуливают по асфальту главной улицы с ноутбуком и огромной фотокамерой наперевес...

Череда подъемов и спусков продолжается, луга и перелески сменяют друг друга, но при этом - что удивительно - движение остается совершенно прямолинейным. А впереди уже второй ╚большой поворот╩. Не доезжая Сен-Кале, участники Гран При сворачивали на специальную объездную дорогу, созданную для проведения гонки. Деревянный настил уводил спортсменов в сторону от узких городских улиц. Такие объезды были сделаны в нескольких местах. Но только здесь пришлось, помимо настила, строить еще и мост - через небольшую речушку Антилль.

Вслед за героями первого Гран При Франции мы расстаемся с дорогой N157 и сворачиваем налево - на D1. На карте она обозначена подозрительно тонкой желтой линией, что вызывает определенные опасения. И действительно, полотно стало заметно уже, по его краям вовсе нет обочин: случись что - и машина слетит в канаву. От былой прямолинейности тоже не осталось и следа, и, вылетая из очередного поворота, очень хорошо понимаешь, почему этот отрезок называют самым опасным среди всех 103 километров и 180 метров исторического ╚треугольника╩. Где-то здесь закончилась гонка для Жоржа Тесте - его Panhard-Levassor опрокинулся в кювет, перевернулся и врезался в дерево.

Половина дистанции позади - мы въезжаем в деревеньку Берфэ. Дорога петляет между домиками, которые внезапно расступаются, образуя крохотную площадь. Прямо по курсу - небольшой магазинчик с кафе. Решено - делаем остановку. Водитель заказывает метровой длины сандвич, а штурман, пользуясь своим статусом, балует себя анжуйским вином - в меру терпким и удивительно приятным. На стенах - рукописные картины с изображением паровозов, под ногами гоняются друг за другом три собачонки, а хозяин в колоритной майке и видавших виды штанах увлеченно о чем-то повествует. Сельская идиллия, да и только. Но нам пора в путь.

- Кредитки принимаете?
- Разумеется.

Вильнув после Берфэ еще пару раз, дорога наконец-то становится прямой, а впереди уже виднеются тени огромных деревьев. Пролетев мостик над маленькой речкой, мы оказываемся в самой настоящей чаще. На крутом подъеме дизель ╚цэ-четвертого╩ недовольно бубнит, требуя пониженной передачи, но наше внимание целиком приковано к поиску уходящей влево просеки. Неужели заросла? Но нет, перевалив за вершину холма, мы, к собственной радости, находим то, что ищем.

   
Церковь в Шеррэ - северная точка треугольника старой трассы. Отсюда до финиша около 25 километров.

Аккуратно посыпанная гравием дорожка уходит в глубину леса. Здесь участники Гран При дальше всего уклонялись от шоссе - деревянный настил уводил их в сторону от D1 на четыре километра, чтобы не подвергать опасности пешеходов на старых и узких улочках Вибрайе. Позади уже 70 километров пути - это примерно четверть дистанции гонок современной Ф1, а мы еще не закончили даже первый круг! А ведь участники Гран При должны были пройти его целых шесть раз - и еще столько же на следующий день.

Пролетев через крохотную деревушку Ламнэ, словно сошедшую с экранов кинофильмов про мушкетеров, движемся все дальше на север. Городок Ля-Ферт-Бернар, следующая вершина 103-километрового треугольника, при тщательном рассмотрении оказался в стороне от трассы гонки. Участники ╚срезали угол╩ и возвращались на шоссе N23 через маленькую деревню Шерре. Мы, разумеется, сделали так же - и оказались на финишной прямой. Асфальтовое полотно обрело былую ширину, редкие повороты отлично просматриваются, а значит, можно прибавить. Именно на этом отрезке дистанции француз Поль Барас сумел опередить Ференца Сиса и выйти вперед. Барас возглавлял гонку на протяжении двух кругов, после чего вновь уступил первенство сопернику.

   
За прошедшее столетие провинциальный Бульвар ничуть не изменился.

Вокруг - поля, отделенные от дороги аккуратными рядками деревьев, а впереди Коннэре - последний крупный населенный пункт на нашем пути. Перед ним дорога пересекает большой овраг - точнее, так проложена современная трасса. А вот участники первого Гран При обходили препятствие стороной, и из-за этого на улицах городка им приходилось преодолевать самую настоящую эску, к тому же и с перепадом высот.

Покинув Коннэре, мы продолжили погоню. Цифра на одометре стала трехзначной, близился финиш, а мы настолько погрузились в историю, что казалось, будто вот-вот перед нами появится древний Lorraine-Dietrich или Darracq, и дамы, стоящие у края дороги, будут приветственно махать их пассажирам своими платочками, а солидные господа в котелках - провожать их взглядом. И действительно - из-за небольшого перелеска отчетливо послышался рокот спортивных моторов.

   
Железнодорожный мост на выезде из Вибрайе на прежнем месте. А вот деревьев на протяжении всей трассы стало заметно больше.

Мы так и не закончили круг по трассе Гран При - до финиша не хватило какого-то километра. Неподалеку от того места, где сто лет назад высились трибуны стартового городка, нас встретил картодром. Мгновенно и единодушно было принято решение осмотреть эту придорожную достопримечательность. Впрочем, к первому в истории Гран При это уже не имело ни малейшего отношения.

   
Финиш близок! Renault и Hotchkiss несутся по прямой как стрела дороге. Современным водителям остается им только завидовать - за движение на скорости 160 км/ч жандармы запросто могут отправить лихача за решетку.

Окно на трассу

Архивных кадров, на которых запечатлены события Гран При АКФ, совсем немного. Классическим считается фотография Renault Ференца Сиса, сделанная в Коннэре. Мы задались целью во что бы то ни стало сделать снимок с того же ракурса. Найти перекресток оказалось несложно, после чего выяснилось, что сто лет назад фотограф расположился на втором этаже не существующего ныне здания. Теперь на его месте стоит частная гостиница La Boule D'Or, которой владеют супруги Моиз и Джойс Кудрэ. Десяток небольших номеров, на первом этаже - ресторан. Одним словом, ничего необычного. Если бы не события столетней давности.

Для Моиза и Джойс рассказ о событиях 1906 года и наш интерес к этому месту стали сюрпризом. Они любезно разрешили нам сделать несколько снимков и рассказали, что прежде ни один журналист не обращался к ним с подобной просьбой. Так что именно благодаря супругам Кудрэ читатели F1 Racing получили возможность увидеть эксклюзивный кадр. А на прощание Моиз показал нам свою коллекцию - почти сотню моделей машин, выходивших на старт ╚24 часов Ле-Мана╩ в разные годы.
Arty © 2003 - 2010