NewLink.ru - Гоночная Библиотека Главная | Контакт | Поиск
| Новости | О проекте | Пилотаж | Настройка | Разное | Медиа | Ссылки | Блог |
.
Наука Ф1
1. Гонщики - те же марафонцы
2. Гибкая политика
3. Шпионские страсти
4. Читая между строк
5. Подготовка к Гран При
6. Теория большого взрыва

От NewLink.ru:
Эта статья была отсканирована с вырезки журнала F1Racing за сентябрь 2006 г. Авторы/Фото: Glenn Dunbar/LAT; Darren Heath; Charles Coates/LAT; Lorenzo Bellanca/LAT; Drew Gibson. Все права принадлежат авторам этой статьи и владельцам журнала. Размещение данной электронной статьи на данном ресурсе не носит коммерческий характер, а предназначено исключительно для ознакомления. Причина, по которой эта статья оказалась здесь, очень проста. Статья очень интересная, а многие по разным причинам не смогли ее прочитать или даже просто не знали о ее существовании. А так как повторения этого материала в журнале, скорее всего, не будет, было бы жалко его просто потерять и забыть. Если мы забыли кого-то упомянуть или ущемили чьи-то права, просим сообщить об этом по электронной почте. Желаем приятного просмотра!!!

Шпионские страсти
Все команды собирают сведения о соперниках: о чужих шинах, аэродинамике, объеме дозаправок и оборотах моторов

На каждом Гран При у боксов Ferrari всегда стоит некто в форме Michelin с блокнотом в руках (разумеется, в другом месте пит-лейна можно найти его ╚коллег╩ из Bridgestone). Его работа - наблюдать за Ferrari и Bridgestone, записывать, какие шины они ставят, успевая заметить номер комплекта на боковине за то мгновение, когда Михаэль или Фелипе останавливаются, прежде чем их закатят в боксы. Стоит этому парню ошибиться, и Michelin уже не сможет разобраться в планах Bridgestone и Ferrari на тот или иной уикенд.

На войне как на войне: в Ф1 идет постоянный сбор разведданных, для чего в тыл ╚врага╩ засылаются шпионы. Команды Ф1 и шинные компании готовы зайти весьма далеко, чтобы выведать, чем заняты соперники.

Резинщики
За тем, какую именно смесь используют команды в каждой сессии, следят даже водители грузовиков. Потом шпионы всех команд обмениваются данными, чтобы убедиться в отсутствии ошибок. Вот почему мы иногда видим, как специалисты из Ferrari и Renault сравнивают свои записи.

╚Если бы все мы просто объявляли номера комплектов, жизнь была бы намного легче, - говорит один из таких наблюдателей. - Но опять же, не всем можно верить╩.

Шпионы не знают параметров шин соперников (какие используются смеси и модели шин); все, что они могут выведать, - это номера комплектов. Сопоставляя эти номера с результатами прохождения круга и отдельных секторов, можно прикинуть, какими характеристиками обладает тот или иной комплект шин (т.е. мягкая это резина или жесткая), вычислить (что очень важно), сколько комплектов команды использовали к концу квалификации и сколько новых комплектов резины у них осталось на гонку (за уикенд разрешается использовать семь комплектов ╚сухих╩ шин; при этом с типом резины нужно определиться до квалификации).

На боковине каждой шины от руки пишут номер комплекта. Это вызвано производственной необходимостью: так механики в боксах могут отслеживать, в какой комплект входит та или иная шина.

Однако самое главное - тип резины, но команды держат его в секрете, и по маркировке его не расшифровать. Он может подсказать не только, какие выбраны шины - мягкие или жесткие; с его помощью можно определить, использует ли команда те же смеси и конструкции, что и в предыдущих гонках, или новые, и даже выяснить, отличаются ли эти смеси от тех, что используют другие команды.

Маркировка шин

Если бы у шинных шпионов были сканеры штрихкодов FIA, они могли бы добывать куда больше информации. На каждой шине стоит уникальный штрихкод, в котором заложена информация о ее параметрах, месте установки (правая/левая, задняя/передняя), серийном номере и номере комплекта. Номер комплекта - это восьмизначный код, в котором зашифрованы год, название гонки, машина и, наконец, сам номер комплекта (из семи разрешенных к использованию на Гран При).

Штрихкоды были введены FIA для контроля за количеством используемых комплектов и предотвращения их перетасовки, поскольку правила запрещают установку шин с разными характеристиками на разные колеса.



Важно и то, что сканеры Michelin не считывают штрихкоды Bridgestone и наоборот (ведь в разных супермаркетах сканеры тоже разные).
 
Аэрошпионаж
(в том числе фотосъемка)
В каждой команде есть свой ╚аэрошпион╩. Каждый гоночный уикенд он должен прохаживаться по пит-лейну, подмечая любой новый элемент, появляющийся на машинах соперников. Бывает, их набирается более 50.

╚Как правило, впоследствии мы оцениваем каждый из таких элементов, - говорит один из технических директоров. - И обычно сразу ясно, на что следует обратить особое внимание╩.

Шпионы носят форму своих команд, следовательно, не могут незаметно подобраться к чужим машинам на достаточно близкое расстояние, чтобы провести детальный анализ или сделать фотографии. Но команды находят выход из положения, тайно договариваясь с фотографами, что те будут докладывать о своих наблюдениях и предоставлять детальные снимки.

╚Фотографии могут рассказать очень многое, - говорит другой технический директор. - Мы можем взглянуть на фото и тут же сказать: ага, вот каким путем решила пойти эта команда! Может, и нам есть смысл подумать о том же?╩

В 1997 году Jordan заказала фотографам снимки McLaren MP4-12 во всех ракурсах, чтобы изготовить модель и понять, почему эта машина так хороша. Поначалу работа с моделью не дала никаких результатов, и были заказаны дополнительные снимки.

Тайно фотографируют не только элементы аэродинамики. В 2001 году, когда двигатели BMW явно были самыми мощными, другие производители постоянно просили фотографов сделать снимки двигателя со снятым кожухом. Все это объясняет, для чего на тестах команды используют защитные экраны: чтобы затруднить жизнь назойливым конкурентам.


Топливный шпионаж
(и анализ времени по секторам)
В современной Ф1 объем топлива несет в себе столько информации, что для команд всегда важно выведать, сколько бензина в баках у конкурентов. В ходе гонки это несложно. Вооружившись биноклями и секундомерами, члены команды могут с пит-уолла определить, как долго соперники заправляли машину на пит-стопе. Ведь скорость подачи топлива у всех заправочных машин одинакова (примерно 11 литров, или 8,25 кг в секунду), значит, можно просчитать график пит-стопов.

На тренировках и в квалификациях сделать это сложнее: команды обычно не пользуются заправочными машинами, а заливают топливо вручную - это медленно, но надежно. Оценку объемов топлива получают и с помощью компьютерного моделирования, что вместе с шинной информацией помогает примерно рассчитать время по секторам. Другими словами, по времени прохождения круга не всегда можно судить об объеме топлива; но если сравнить результаты по секторам, то с учетом шинного фактора можно приблизительно оценить объем топлива в баках.

Акустический анализ
С 2001 года команды используют аудиосигнал с бортовых камер FOM, чтобы определять, на каких оборотах работают моторы конкурентов. Сигнал преобразуется в звуковой файл, и специальная компьютерная программа высчитывает число оборотов. Кроме того, так можно определить скорость машины в режиме реального времени - команды видят, где соперники идут особенно быстро, и могут прикинуть, какие настройки и объемы топлива те используют. Но тут уж все находятся во власти телережиссера - выбирать, кого и когда слушать, не приходится.
Arty © 2003 - 2010