NewLink.ru - Гоночная Библиотека Главная | Контакт | Поиск
| Новости | О проекте | Пилотаж | Настройка | Разное | Медиа | Ссылки | Блог |
.
Наука Ф1
1. Гонщики - те же марафонцы
2. Гибкая политика
3. Шпионские страсти
4. Читая между строк
5. Подготовка к Гран При
6. Теория большого взрыва

От NewLink.ru:
Эта статья была отсканирована с вырезки журнала F1Racing за май 2006 г. Авторы/Фото: Charles Coates/LAT; LAT archive; XPB.CC; Drew Gibson. Все права принадлежат авторам этой статьи и владельцам журнала. Размещение данной электронной статьи на данном ресурсе не носит коммерческий характер, а предназначено исключительно для ознакомления. Причина, по которой эта статья оказалась здесь, очень проста. Статья очень интересная, а многие по разным причинам не смогли ее прочитать или даже просто не знали о ее существовании. А так как повторения этого материала в журнале, скорее всего, не будет, было бы жалко его просто потерять и забыть. Если мы забыли кого-то упомянуть или ущемили чьи-то права, просим сообщить об этом по электронной почте. Желаем приятного просмотра!!!

Гонщики - те же марафонцы
Только тренировками можно добиться наивысших результатов - как и оптимального центра тяжести.

На трассе тело гонщика Ф1 испытывает суровые физические нагрузки. При интенсивном торможении они достигают 5,5 g, а в быстрых поворотах - до 3,6 g. И так всю дорогу. Как ни странно, но секундная передышка возможна только на длинных прямых, где скорости максимальные. Как же нужно готовиться к экстремальным нагрузкам?

Сложность задачи
╚С непривычки, - говорит Хуан Пабло Монтойя, - возникает ощущение, что при боковых перегрузках голова просто отрывается╩. А чтобы на высоких скоростях скорректировать занос, надо приложить немалую силу, хотя есть усилитель рулевого управления, - и новичкам это не всегда удается. ╚Оба вылета в 2002 году, - признает Энтони Дэвидсон, выступавший тогда за Minardi, - связаны с тем, что я просто выбился из сил╩. Но чтобы в ходе всего ГП работать с максимальной отдачей, гонщикам нужна не только сила, но и выносливость. Нет силы без мышечной массы, и сегодня Дэвидсон заметно более мускулист, чем в 2002 году, - это результат специальных тренировок. Теперь ему легче проводить долгие заезды на тестах, а когда придет время, это пригодится и в гонках.

Но сами по себе мощные мускулы еще не дают выносливости. Для этого надо работать над увеличением (аэробные тренировки) и оптимизацией (анаэробные тренировки) процента содержания кислорода в крови. Как и марафонцам, гонщикам Ф1 приходится работать с высокой физической и психологической эффективностью, несмотря нажару и усталость. Дополнительные трудности создает обезвоживание организма, особенно в условиях высоких тепловых нагрузок. Во время недавнего ГП Малайзии температуры в кокпите превышали 50 градусов, и некоторые гонщики, потея, теряли до 3,5 л жидкости. Физиологические последствия обильного потоотделения весьма серьезны. При весе гонщика в 70 кг, например как у Рубенса Баррикелло или Фернандо Алонсо, 40 кг приходится на воду, и такие потери жидкости, как в Малайзии, составляютдо 8,5% водного баланса организма. В больницах, если пациент обезвожен на 15%, ему будутвводить жидкость внутривенно. ╚Обезвоживание - большая проблема, - говорит Джерри Конвей, тренер Монтойи. - Потеря жидкости на 1% может привести к снижению реакции на 20%, поэтому, когда гонки проходят в жару, жизненно важно поддерживать водный баланс гонщика╩. Обезвоживание влияет не только на реакцию, но и на зрение (при 12% потери влаги), а если оно превысит 20%, организм просто начнет отказывать.

О пользе пития
В этом году на ГП Малайзии впервые в истории Ф1 все без исключения машины были оборудованы емкостями с питьем, но на некоторых они были объемом всего в пол-литра. Обычно большинство гонщиков берут с собой литровую емкость со специальным гипотоническим напитком, концентрация солей и прочих соединений в котором ниже, чем в крови. При этом организм быстрее усваивает электролиты, чем при использовании распространенных изотонических напитков. И все же в некоторых командах не любят устанавливать такие емкости, считая, что расположенный высоко внутри машины лишний килограмм приводит к смещению центра тяжести и снижению управляемости. ╚Команды тратят миллионы долларов, чтобы заставить машины ехать как можно быстрее, - говорит Марк Арнелл, тренер и врач Кими Ряйккёнена. - Значит, гонщики тоже должны быть в наилучшей форме╩.

Ничеrо лишнеrо
На управляемости машины может сказываться не только вес литровой бутылки жидкости, но и перекачанная мускулатура верхней части тела гонщика. Поэтому тренироваться надо с умом, например, как это делает Алекс Вурц. ╚Без майки я не похож ни на цыпленка, ни на культуриста, ╜ поведал он F1 Racing. - Мышцы плечевого пояса у меня длинные и тонкие, что помогает найти наилучший компромисс между силой и надежностью, а центр тяжести расположен оптимально╩.

 
Тренировки гонщиков

Упражнения для шеи
1,5 часа

Упражнения для пресса
50, потом 40, потом от
30 - и до нуля

Приседания 100

Работа с отягощениями
Для поддержания формы

Циклические упражнения
Тренировка сердечно-сосудистой системы
 
Тренировки
Нужны ли гонщикам упорные тренировки или достаточно обычных предсезонных тестов? ╚Лучшая тренировка - за рулем машины, - считает гонщик Williams Марк Уэббер. - Никакие упражнения не воспроизводят того, что происходит с тобой в кокпите, поэтому лучший способ достичь формы - больше ездить╩. Максимальные нагрузки приходятся на шею, ведь она не удерживается никакими ремнями безопасности. При разгонах спасает подголовник, но при торможениях и в поворотах ей упереться не во что. Парадокс, но, несмотря на то что мощность моторов V8 ниже, чем у З-литровых ╚десяток╩, нагрузки на шею возросли, поскольку аэродинамика машин стала лучше и они проходят скоростные повороты быстрее, чем в прошлом году. ╚Последний поворот в Барселоне, - говорит Дженсон Баттон, - я прохожу на 16 км/ч быстрее, чем в 2005 году. Объясняется это целым рядом причин: на V8 я спокойно иду на полном газу, аэродинамика стала совершеннее и лучше держат шины╩.

Каждый гонщик тренирует шею по-своему, но все это вариации на одну и ту же тему. Надев шлем, к которому через систему блоков подвешен груз, гонщик поднимает его, повторяя это упражнение по 10 раз. Тренировка шеи обычно длится 1,5 часа ╜ столько, сколько и гонка. Если говорить о других частях тела, то надо укреплять голеностоп, особенно левой ноги, которой приходится со страшной силой давить на педаль тормоза. Крепкими должны быть и предплечья, чтобы гонщик справлялся с машиной в быстрых поворотах, когда прижимная сила сводит на нет работу усилителя руля. ╚Нужно быть очень тренированным, - говорит Баттон. - Это помогает справляться не только с физическими, но и с психологическими нагрузками╩.

Иrры разума
Врач Toyota Рикардо Чеккарелли полагает, что на результаты гонщиков влияет не только их физическая форма. ╚При должной самодисциплине, - говорит он, ╜ любой человек может физически подготовиться к гонкам Ф1 ╜ стоит как следует потренироваться. Но это полдела: надо помнить и о голове. Мозг требует такого же обращения, как и мышцы: перед работой его надо прогревать, а в нужный момент давать отдохнуть. В течение двух часов гонки и тело, и мозг работают без передышки, что делает Ф1 самым тяжелым в мире видом спорта╩.

Диета гонщиков

╚Неправильно питаться, - говорит врач Toyota Рикардо Чеккарелли,- все равно что заправлять машину неподходящим топливом: она будет плохо работать╩.

От старта до финиша гонщик сжигает 1500 килокалорий - примерно столько же, сколько марафонец, пробежав полдистанции. Чтобы это выдержать, гонщики едят пищу, богатую углеводами. Но последние исследования показали, что злаковые диеты не столь эффективны, как фрукты и овощи.

Типичная диета в день гонки
Завтрак: богатая клетчаткой каша (300 ккал), бананы (95 ккал), апельсиновый сок (50 ккал) и полужирное молоко (50 ккал).
Обед: курица (250 ккал), рис (150 ккал), помидоры (50 ккал) и фрукты (50 ккал).
Ужин: макароны (250 ккал), ветчина (200 ккал) и фрукты (50 ккал)
Arty © 2003 - 2010