NewLink.ru - Гоночная Библиотека Главная | Контакт | Поиск
| Новости | О проекте | Пилотаж | Настройка | Разное | Медиа | Ссылки | Блог |
.
"Высшее общество". Гран При Монако.
От NewLink.ru:
Эта статья была отсканирована с вырезки журнала АвтоСпорт за июль 2006 г. Текст: Катерина Оспинникова; Фото: DPPI, SRO и из архива редакции. Все права принадлежат автору этой статьи и владельцам журнала. Размещение данной электронной статьи на данном ресурсе не носит коммерческий характер, а предназначено исключительно для ознакомления. Причина, по которой эта статья оказалась здесь, очень проста. Статья очень интересная, а многие по разным причинам не смогли ее прочитать или даже просто не знали о ее существовании. А так как повторения этого материала в журнале, скорее всего, не будет, было бы жалко его просто потерять и забыть. Если мы забыли кого-то упомянуть или ущемили чьи-то права, просим сообщить об этом по электронной почте. Желаем приятного просмотра!!!

Гран При Монако ≈ не только важнейший этап чемпионата мира по Формуле-1, его символ и талисман. Это единственная городская гонка в календаре современной Ф-1, проводимая одним из самых крохотных государств мира (меньше только Ватикан)! Это наиболее престижный этап высшего мирового первенства, обладающий особыми шиком и гламуром, отшлифованными за 77-
летнюю историю
.


Рождение гонки: авантюристы и энтузиасты


Наверное, только безнадежные авантюристы могли затеять такое безумство, как автомобильная гонка по улицам крохотного города-государства, притулившегося на горных склонах Средиземноморья. Но, строго говоря, монегаски исторически и были авантюристами.
Основатель правящей княжеской династии, итальянец Франческо Гримальди, не родился аристократом. Капитан пиратского корабля, в 1297 году он, переодевшись монахом, проник в крепость Монако и ночью открыл ворота ≈ его корсары вырезали гарнизон и правителей, отпрысков генуэзских аристократов. Бравые искатели приключений окопались на скале, обзавелись семьями и детьми, а Гримальди провозгласил себя князем, объединив под своей властью крепость Монако и две близлежащие деревушки ≈ Монте-Карло и Ла Кондамин. Удивительнее всего, что свой суверенитет это крохотное государство сумело сохранить на протяжении семи веков ≈ и все это время им правят потомки пирата Франческо...

Быть может, в жилах предков влиятельного монакского семейства Ногез тоже текла кровь корсаров-авантюристов? Ведь именно их посетила идея об организации в городе-княжестве собственной супергонки. Поклонникам Гран При Монако надо поблагодарить судьбу за то, что в далеком 1909 году именно Александр Ногез ≈ владелец процветающей табачной компании, человек в княжестве влиятельный, бывший на дружеской ноге с его правителями, ≈ был избран президентом SAVM (Ассоциации велосипедного и автомобильного спорта Монако). Ногез и его сын Антони взялись за организацию первых серьезных ╚четырехколесных╩ гонок. И уже в 1911 году в окрестностях карликового государства прошло первое ралли Монте-Карло...

Первая мировая война затормозила развитие автоспорта в Европе, но когда пришел долгожданный мир, энтузиасты гонок вновь воспряли духом, в том числе и в Монако. SAVM активно развивалась и ширилась, а в марте 1925 года внеочередное общее собрание ассоциации приняло решение преобразовать ее в Автомобильный клуб Монако.

Ногез-старший отправил сына, генерального комиссара клуба, в Париж, где располагалась штаб-квартира Ассоциации признанных автомобильных клубов (AIACR) Европы ≈ предшественница современного FIA, ≈ с прошением о принятии в эту престижную организацию. Но Антони получил отказ ≈ и монегаски с неприятным удивлением обнаружили, что в странах, имевших вес в автоспорте того времени, ≈ Франции, Германии, Великобритании, Италии ≈ их клуб продолжают считать чем-то второсортным.

Это было страшным ударом по самолюбию для всех, включая правящего князя Луи Второго ≈ Почетного президента клуба и поклонника автоспорта. Но логика отказа формально была обоснована: в AIACR принимали только те национальные автоклубы, которые проводили соревнования на территории своих государств. Клуб Монако организовывал немало автогонок, но все они проходили за пределами княжества, за отсутствием места ≈ микроскопическая, прилепившаяся на скалах страна площадью всего 1,95 квадратных километра состояла из дворца, городских улиц и гавани. Ну где здесь проводить гонки?

И тут Антони Ногезу пришла в голову идея ≈ бредовая равно как и гениальная. ╚Гран При Монако пройдет по улицам Монте-Карло! Тогда они уже не смогут нам отказать!╩ ≈ провозгласил он. И поначалу даже сам испугался. Ведь препятствий для прокладки временной трассы была масса: брусчатка на многих улицах, трамвайные пути рядом с Казино, лестницы на набережной Альбера Первого и около бензозаправочной станции... Ногез около двух лет продумывал, где и как проложить трассу, и в конце концов решил показать свой проект авторитетному спецу ≈ выдающемуся гонщику-монегаску Луи Широну. Тот пришел в восторг и тоже включился в работу. Поддержал проект и князь Луи ≈ пособил организационно и подкинул средств из государственной казны на переделку улиц...


Полгода спустя, 14 апреля 1929 года, муж наследной принцессы Шарлотты, принц Пьер, совершил круг почета по новорожденной гоночной трассе в Монте-Карло на автомобиле Torpedo Voisin. А сигнала к старту первого Гран При Монако уже ожидали 16 машин ≈ восемь Bugatti, три Alfa Romeo, два Maserati, Licorne и Mercedes SSK. На поул-позиции стоял окрашенный в бутылочно-зеленые цвета Bugatti 35B гонщика по фамилии Уильямс, заявившегося на соревнования в последний момент ≈ на рассвете субботы. Через три часа, 56 минут и 11 секунд, или сто кругов гонки, именно он и стал ее победителем. Кстати, средняя скорость прохождения дистанции в 1929 году была 80,2 км/ч, а у победителя гонки 2006 года Фернандо Алонсо она составила уже 150, 8 км/ч...

Гонка имела бешеный успех. В Ассоциацию ╚больших мальчиков╩ монакский клуб, конечно же, приняли. А Гран При Монако стал одним из самых модных и гламурных мероприятий в княжестве, до того знаменитом лишь своим Казино. Гонка проводилась до начала Второй мировой войны в неизменном присутствии представителей княжеской фамилии. Уже тогда эту трассу начали называть ╚жемчужиной автогонок╩ ≈ в Монако за честь считали победить звезды 30-х годов: Тацио Нуволари, Луиджи Фаджиоли, Акиле Варци, Руди Карачиола.

В войну было не до гонок, но притягательность гламурного мифа Гран При Монако была настолько велика, что в начале мая 1945 года, еще до официального объявления о капитуляции Германии, офицеры американской 136-й дивизии, освобождавшей княжество, организовали заезды по улицам Монте-Карло. Правда, соревновались янки не на гоночных болидах, а на военных Виллисах. В 1948 году состоялся первый послевоенный Гран При Монако. Его выиграл Джузеппе Фарина на Maserati.

В 1950 году официально родилась Формула-1, и составители календаря будущей Королевы автоспорта, конечно же, не могли пройти мимо легендарной гонки, тем более что новый князь Монако, Ренье Третий, с энтузиазмом поддерживал это начинание. 21 мая 1950 года знаменитый аргентинец, будущий пятикратный чемпион мира Хуан-Мануэль Фанхио, выиграл первый Гран При Монако формульной эры ≈ и одиннадцатый в его истории.

Правда, будущее Гран При Монако находилось в подвешенном состоянии еще четыре года. В 1952 году по настойчивой просьбе князя Ренье заезд был проведен, но участвовали в нем не формулы, а кузовные спорткары. В 1951, 1953 и 1954 годах Гран При не проводили из-за проблем с финансированием, а также из-за того, что технический регламент нового чемпионата еще не был окончательно утвержден. Но в 1955 году наступил момент истины ≈ Большой Приз Монако (тринадцатый по счету!) был окончательно включен в календарь Формулы-1 ≈ и с тех пор его уже не покидал. И можно надеяться, что не покинет. Сколько бы ни звучало мнений, что трасса в Монако не подходит для современных автогонок, ее особый статус для Формулы-1 вряд ли позволит поднять на нее руку...

Жил да был Луи Второй...
Пиратско-княжеская фамилия Гримальди имеет особый вес в истории Гран При Монако. Эта ╚жемчужина автогонок╩ появилась на свет лишь благодаря доброй воле и щедрости князя Луи II Гримальди, правившего в средиземноморском княжестве с 1922 по 1949 годы. Луи Второй вошел в историю как отважный боевой офицер, герой Первой мировой войны, страстный поклонник автоспорта ≈ и фигурант романтических скандалов. Его мать, леди Виктория, дочь шотландского графа Хамильтона, невзлюбила чопорное Монако и вскоре после рождения сына сбежала от мужа, князя Альберта I, к любовнику ≈ прихватив с собой Луи. Мальчик познакомился со своим отцом-князем лишь в 11 лет, когда тот ультимативно потребовал от бывшей жены отдать ко двору единственного наследника престола.

Но юноша не ужился с деспотичным отцом и при первой же возможности уехал из дома, отправившись воевать в африканские колонии Франции в составе Иностранного легиона. Там, в Алжире, в 1898 году, Луи влюбился в певичку из кабаре Мари Жюльетт Луве, и она родила ему дочку Шарлотту. Скандал в семействе Гримальди был страшный, и под давлением отца Луи гражданскую жену бросил. Но поскольку других наследников у Луи не оказалось, по окончании Первой мировой войны Шарлотта была признана его законной дочерью. А вкуса к женщинам артистических профессий князь Монако не потерял и уже в преклонных летах женился на французской киноактрисе Жислен Домманж...

В авторизированной биографии его внука и наследника Ренье III Гримальди (1923≈2005) нет ни слова о бабушке-певичке. Однако этот князь Монако в полной мере унаследовал страсть деда как к автогонкам, так и к очаровательным актрисам. Ренье, пришедший к власти в 1949 году, сделал все, чтобы возродить знаменитую гонку в Монте-Карло ≈ с 1955 года Формула-1 гостила в княжестве ежегодно, князь Ренье стал патроном Гран При и лично вручал приз победителю заезда. А также перед стартом совершал круг почета на роскошном лимузине ≈ с 1956 года вместе с красавицей женой, американской кинозвездой Грейс Келли. Эта традиция была прервана лишь в 1982 году, когда Грейс погибла в автокатастрофе. Но в нынешнем году сын Ренье, Альберт II, принявший на себя патронаж над Гран При Монако после смерти отца, с удовольствием возродил красивый обычай. Правда, пока новый князь катал на кремовом лимузине не супругу, а президента FIA Макса Мосли ≈ женой Альберт еще не обзавелся, хотя внебрачных детей наплодил уже немало. И гонки обожает не меньше! Одно слово ≈ наследственность...


Уильямс ≈ забытый король
В статьях, посвященных истории Гран При Монако, очень часто попадается фраза: ╚Дебютную гонку в 1929 году выиграл некий англичанин Уильямс на автомобиле Bugatti...╩ О первом гоночным короле Монако действительно известно не так уж много, но забвение это не совсем заслуженное.

Уильям Шарль Фредерик Гровер-Уильямс (1903≈1945) личностью был неординарной. Родился он в Париже от матери-француженки и отца-англичанина. Сам он считал себя британцем, гражданство имел двойное, а вырос, между прочим, в Монако! Семья переехала в нейтральное княжество в 1913 году, когда разразилась Первая мировая война. Здесь юноша увлекся автоспортом, научился водить шину и после войны, вернувшись в Париж, стал личным шофером известного ирландского художника сэра Уильяма Орпена.

В 1926 году Гровер-Уильямс впервые попробовал себя в автогонках, выступая на машинах Bugatti. Его карьера продолжалась до 1933 года и была достаточно успешной. Он дважды выигрывал Гран При Франции (1928≈1929), побеждал в Гран При Бельгии (1931) и три раза подряд (1931≈1933) становился победителем Гран При Ля Боль в Бретани. Но свое имя в историю Больших Призов Уильям Гровер-Уильямс навсегда вписал в 1929 году, когда с блеском выиграл дебютный Гран При Монако, оставив не удел фаворитов...

В середине 30-х годов Гровер-Уильямс ушел из спорта и мирно жил с женой в фешенебельном районе Парижа. В 1940 году, когда немецкая армия оккупировала французскую столицу, семья бежала в Великобританию. Но сидеть сложа руки и ждать конца войны Уильям не желал ≈ он стал агентом британских спецслужб (SOE) и был нелегально переправлен на территорию Франции для организации операций Сопротивления. Кстати, вместе с ним в подполье работали и два других известных гонщика довоенных лет ≈ Робер Бенуа и Жан-Пьер Вимилль. В 1943 году, когда в явочную квартиру на окраине Парижа нагрянуло гестапо, Вимилль выпрыгнул из окна второго этажа и спасся. Уильямс бежать не успел ≈ и был оправлен в концлагерь Захсенхаузен. В марте 1945 года, когда к лагерю с боями подходили войска союзников, эсэсовцы начали спешную эвакуацию заключенных. Тех, кто не в силах был идти, расстреляли. Уильям не дожил до освобождения всего пару недель...


Луи Широн ≈ человек и поворот
В 1997 году отрезок трассы в Монако у бассейна был перестроен, и новая ╚эска╩ получила имя ╚Луи Широн╩ ≈ в честь единственного выдающегося гонщика, которого подарило Большим Призам крохотное княжество.

Луи Широн (1899≈1979) ≈ сын владельца отеля в Монте-Карло, гражданин Монако ≈ в неполные 18 лет записался добровольцем во французскую армию и участвовал в Первой мировой войне ≈ сначала артиллеристом, а позднее шофером главнокомандующего французской армии генерала Фоша. Любитель и любимец женщин, по возвращении с фронта Луи зарабатывал наемным партнером по танцам в отцовском отеле. Одна из легенд гласит даже, что именно скучающие богатые аристократки, платившие за возможность потанцевать с красавцем-монегаском, спонсировали начало его гоночной карьеры ≈ в 1923 году он приобрел 1,5-литровую Bugatti и стал участвовать в локальных соревнованиях.

Хотя по другой версии возможность регулярно выступать в гонках Широну предоставил его богатый приятель Альфред Хоффман, владевший своей командой. Правда, закончилось их сотрудничество в 1928 году бурным романом Широна с женой Альфреда, ослепительной Алисой ╚Бэби╩ Хоффман... Об этой романтической истории долго судачили в светских салонах, а Широн из команды был выгнан ≈ чтобы окончательно осесть в заводской Bugatti.

В 1929 году Широн помогал Антони Ногезу в организации первого Гран При Монако, хотя сам на старт той гонки не вышел ≈ отбыл в США на 500 миль Индианаполиса. В домашней гонке Широн победил лишь однажды ≈ в 1931 году.

А спортивная карьера Луи Широна продолжалась невероятно долго ≈ 35 лет ≈ и была очень громкой. До 1933 года он выступал за Bugatti и стал самым известным пилотом заводской конюшни. В 1933-м, вместе с Руди Карачиолой, организовал команду Scuderia CC, а с 1933 по 1935 годы был заводским гонщиком Ferrari. Только Гран При Франции Широн выиграл пять раз (в 1931, 1934, 1937, 1947 и 1949 годах) и был одним из самых грозных соперников пилотов знаменитого Мерседеса, которые прозвали его Старым лисом ≈ за хитрость и элегантный стиль пилотажа. ╚Перед гонкой Луи прохаживался вокруг автомобиля, поглаживал и разговаривал с ним, будто со скаковой лошадью, а затем с улыбкой садился за руль╩, ≈ вспоминал Карачиола.

После краткого и неудачного ╚романа╩ с Мерседесом в сезоне-1936 и тяжелой аварии в 1938 году Широн покинул гонки Больших Призов. Однако после войны он вернулся ≈ и выступал до середины 50-х годов, в том числе и в Формуле-1. Свою последнюю гонку в Больших Призах он провел в Монако в 1955 году. Повесив шлем на гвоздь, Луи не расстался с гонками ≈ до конца 60-х годов он возглавлял проведение Гран При Монако....


Историческая реликвия
Трасса в Монако ≈ своего рода историческая гоночная реликвия. За 77 лет изменилась она мало ≈ скажем, повороты на извилистом отрезке, ведущем вниз, к морю (Casino, Mirabeau, Loews, Portier), сейчас той же конфигурации, что и в 1929 году. Самая серьезная модификация трассы была проведена в 1973 году, когда под отелем Loews был построен новый тоннель, а на набережной, вокруг вырытого там бассейна, сделан новый комплекс поворотов и оборудовано место для временных боксов. В 1976 году две новые шиканы были добавлены после шпильки Rascasse ≈ этот вираж получил имя основателя гонки Антони Ногеза. В 1986 году правый поворот Ste Devote стал круче и медленнее, а за счет расширения набережной шикана на выезде из тоннеля приобрела свой нынешний вид. В 1997 году перепрофилирован поворот у бассейна. В 2003-м была проведена реконструкция южной части порта ≈ у моря было отвоевано еще 5000 квадратных метров, за счет чего трасса между второй ╚эской╩ Бассейна и шпилькой Rascasse была сдвинута на 10 м и полностью переделана. На выходе из комплекса Бассейн появилась еще одна шикана. В 2004 году между Бассейном и Rascasse, где прежде проходила старая трасса, построены новые просторные (250 кв. м) боксы и пит-лейн, а напротив, на берегу, ≈ большая трибуна.


Безопасность ≈ прежде всего
При подготовке к этапу особое внимание организаторы Гран При Монако уделяют мерам безопасности: гонку обслуживают около 600 маршалов, в передвижных медпунктах и 40 машинах скорой помощи занимают места 200 врачей, 100 пожарных несут вахту вдоль трассы. Тренируют весь обслуживающий персонал нещадно, чтобы в критической ситуации люди работали как часы. И такие жесткие меры не случайны. Хоть Монако и является самой медленной трассой чемпионата, но в длинном тоннеле (главной достопримечательности этого кольца) и на участке Beau Rivage болиды разгоняются почти до 300 км/ч. В случае любого ЧП пилотам в тесноте разминуться негде, и последствия аварий могут быть серьезными. Для гонщиков традиционно самое опасное и ╚аварийное╩ место ≈ выезд из тоннеля на набережную, заканчивающийся шиканой. Проблемы создают резкий перепад освещения (после сумрака тоннеля солнечный свет слепит глаза), огромная скорость и жесткое торможение. До 1976 года это место проходилось на 240 км/ч, и лишь после перепрофилирования шиканы скорость упала до 60 км/ч.

По счастью, список смертей на Гран При Монако очень краток. В 1962 году после завала на старье обломком убило маршала. А в 1967 году итальянский гонщик Лоренцо Бандини, преследуя Brabham лидера гонки Денни Халма, в шикане после тоннеля потерял контроль над своей Ferrari. Машина перевернулась и загорелась, Лоренцо оказался в огненной ловушке ≈ и через три дня скончался в больнице от тяжелейших ожогов.

Остальные эксцессы заканчивались хэппи-эндом. Так, в 1955 году Альберто Аскари чудом спасся, когда его Lancia улетела с набережной в залив. Двукратный чемпион мира оказался хорошим пловцом... В 1994 году Монако едва не забрало жизнь Карла Вейндлингера. На практике австриец потерял свой Sauber на выезде из тоннеля и приложился головой о железный рельс, получив тяжелейшую травму черепа. Его, кстати, спасла именно блестящая организация медицинской помощи в Монако ≈ Карл попал на операционный стол уже минут через 15 после аварии... Три года назад на том же месте уже Дженсон Баттон опробовал на прочность барьеры, хорошо хоть не головой, да и пассивная защита на нынешних машинах куда выше, чем в 94-м, ≈ обошлось сотрясением мозга, ушибом ноги и пропущенной гонкой.


Безумная гонка
Исключительная сложность и коварство узкой монакской трассы не раз порождали совершенно безумные гонки, где победа никак не хотела даваться в руки ни одному из претендентов. В этом смысле один из самых абсурдных, почти фарсовых Гран При Монако пришелся на 1982 год. За два с половиной круга до финиша пошел дождь и лидер гонки Ален Прост разбил свой Renault, поскользнувшись на луже. Новый лидер, Риккардо Патрезе (Brabham), кругом спустя развернулся в шпильке Loews ≈ и на первое место к заключительному кругу переместился гонщик Ferrari Дидье Пирони. Но машина француза неожиданно заглохла в тоннеле ≈ кончилось топливо. Следующий претендент на победу ≈ Андреа де Чезарис (Alfa Romeo) тоже встал с пустыми баками, а его ╚наследник╩ Дерек Дэйли (Theodore) попал в аварию и остался без переднего спойлера... В итоге Гран При все же выиграл Патрезе ≈ маршалы растолкали его машину, застрявшую в Loews, и он таки доехал остававшиеся ему полтора круга дистанции. Пирони и де Чезарису отдали оставшиеся два места на подиуме....


Атмосфера
Подготовка к Гран При Монако в самом городе-государстве начинается за полтора месяца: более двухсот инженеров и рабочих укладывают свежий асфальт, из специальных карьеров-хранилищ на окраине города достают многотонные конструкции зрительских трибун, почти 15000 квадратных метров защитных решеток, 32 км стальных рельсов, которые протянутся по бокам трассы. За четыре дня до начала гоночного уик-энда городской центр перекрывается и начинается монтаж отбойников, трибун, а теперь и боксов.

Механики команд еще совсем недавно ненавидели уик-энды в Монако. До 2004 года стационарных боксов там не существовало, и шесть первых команд традиционно ютились в палатках в полукилометре от места пит-стопов, а прочим и вовсе приходилось обитать в двух километрах от трассы. Машины обслуживали, что называется, ╚на коленке╩, а на ночь всю технику приходилось вручную перетаскивать по местным горкам на стоянку за километр от паддока. Но после реконструкции паддока и на улицу механиков пришел праздник.

Большинство гонщиков обожают гоняться в Монако, потому что городская трасса дает возможность доказать свой класс. В узком желобе улиц, огражденных рельсами, где любая ошибка чревата сходом, личное мастерство водителя оказывается важнее совершенства техники. С 1984 по 1997 годы Гран При Монако выигрывали только великие ≈ многократные чемпионы мира Ален Прост, Айртон Сенна и Михаэль Шумахер (за исключением 1996-го, когда из-за дождя до финиша добралась лишь четыре машины и победил Оливье Панис на Ligier).

Для коммерческих служб команд-участниц Монако ≈ тоже своего рода Мекка. Княжество ≈ символ процветания, шика и больших денег, и рекламная отдача здесь особенно высока. Вдобавок именно на Гран При Монако заключается наибольший процент коммерческих контрактов.

А еще Монако ≈ самый светский Гран При сезона. Формула-1, приезжая в Монте-Карло, подчиняется распорядку жизни княжеского двора ≈ под него подстраивается даже расписание уик-энда: первый день официальных тренировочных заездов переносится на четверг, так как в пятницу князь Монако обычно дает в своем дворце торжественный прием.
Arty © 2003 - 2010