NewLink.ru - Гоночная Библиотека Главная | Контакт | ПОиск  
  Новости | О проекте | Пилотаж | Настройка | Разное | Медиа | Ссылки | Блог  
       
.
Home > Разное >
Как читать гонку
От NewLink.ru:

Эта статья была отсканирована с вырезки журнала F1Racing за август 2006 г. Авторы: Дом Тэйлор, Филипо Сапия. Все права на эту статью принадлежат журналу F1Racing. Размещение данной электронной статьи на данном ресурсе не носит коммерческий характер, а предназначено исключительно для ознакомления. Причина, по которой эта статья оказалась здесь, очень проста. Статья очень интересная, а многие по разным причинам не смогли ее прочитать или даже просто не знали о ее существовании. А так как повторения этого материала в журнале, скорее всего, не будет, было бы жалко его просто потерять и забыть. Если мы забыли кого-то упомянуть или ущемили чьи-то права, просим сообщить об этом по электронной почте. Желаем приятного просмотра!!!
Как читать гонку

       

Гонки современной Формулы 1 здорово напоминают шахматные партии: голову можно сломать, пытаясь разобраться, чего ждать на финише со всеми этими пит-стопами и поправками на топливо. Да, нелегко! Но стоит хотя бы отчасти вооружиться инсайдерской информацией, которую мы и предлагаем вам здесь в виде монитора foгmula1.com и таблицы F1Racing, - и ход гоночного уикенда станет для вас таким же прозрачным и очевидным, как для прославленного стратега Rеnаult Пэта Симондса или технического директора Ferrari Росса Брона. И не говорите, что это чушь! Попробуйте вникнуть в то, что мы вам предлагаем, - и следить за телерепортажами о Гран При вам станет куда интереснее и проще.

ЧТО НАМ ПОНАДОБИТСЯ

ЛАПТОП   БЛОКНОТ
Или настольный компьютер, но с лаптопом удобнее сидеть на диване перед телевизором   Самым прожженным болельщикам надо время от времени фиксировать данные
     
ИНТЕРНЕТ   ТИШИНА И ПОКОЙ
Подключитесь к онлайновому монитору на www.formula1.соm. Вам придется зарегистрироваться, но в остальном - никаких проблем, все это работает бесплатно и быстро    Нужно сосредоточиться
   
ВЕРНЫЕ ПОМОЩНИКИ/ДРУЗЬЯ
    В компании смотреть гонки трудно - но четыре глаза лучше, чем два, если вы хотите следить за результатами и заполнять таблицу
ТАБЛИЦА F1 RACING
ВЫ найдете ее, перевернув страницу. Она содержит все необходимые данные о каждой трассе Ф1  


МОНИТОР
Перед вами онлайновый монитор f1.com. В принципе тут все понятно: время круга и секторов обновляется по мере прохождения, и вам остается лишь быстро фиксировать их, если вы хотите вести протокол (многи данные после гонки можно найти на forix.com и autosport.com). В колонке Gap (отрыв) фиксируется отставание каждого гонщика от лидера, в колонке Interval дается отставание гонщика от ближайшего соперника. Цифры по секторам и на круге могут быть зелеными (это значит - лучший для данного гонщика результат в сесси или гонке) и сиреневыми (абсолютно лучший результат).
 
ПОЯСНЕНИЯ НАЧИНАЮЩИМ СТРАТЕГАМ
 
Со временем вы начнете догадываться (или понимать), насколько разнится тактика отдельных команд в конкретных ситуациях. Это поможет вам в интерпретации данных в ходе гонки. Вот, к примеру, так:

 
• Renault обычно планирует более длинный (относительно оптимальной стратегии) первый отрезок. Они могут себе такое позволить, обладая отличной скоростью (и стартовым разгоном), правда, иногда Алонсо заправляют легче, чтобы он мог побороться за поул.

 
• McLaren всегда заправляет свои машины на 1-м пит-стопе друг за другом - что создало им проблемы в Австралии, когда пришлось под сейфти-каром обслуживать сразу двоих.

 
• Если оба гонщика идут по одному тактическому плану, то "лидер" наверняка просидит на трассе на круг дольше, что обычно дает ему преимущество

ТРЕНИРОВКА
Что можно определить по результатам тренировок? Не такуж много, даже если следить за ними внимательно. Обычно обращают внимание на темп в длинных сериях кругов, а не только на лучший результат, отраженный в итоговом протоколе. Фиксируйте каждый круг в каждой сессии, отмечая, когда гонщик заезжает в боксы. СОВЕТ: не стоит всякий раз писать минуты (вместо 1:18,4 достаточно 18,4). Вы получите покруговую таблицу каждого гонщика, включая пит-стопы. Пример:

Эти данные имеют значение только тогда, когда вы знаете, что вы пытаетесь определить. Но поскольку вам неизвестно, с каким запасом топлива и на каких шинах работают команды (этого не знают и соперники), вы получаете лишь общий расклад. В пятницу 1-я тренировка проходит по ╚зеленой╩ (не покрытой слоем резины) трассе, и потому мало кто из лидеров участвует в ней, особенно если есть третья машина, которую можно использовать для подбора настроек. 2-я тренировка, как правило, посвящена выбору основного/запасного варианта шин - для их сравнения хватает 6-7 кругов. По длинным сериям кругов (обычно у третьих пилотов) можно судить о возможном темпе в гонке. Оценивается стабильность результатов, а не только лучшее время. Субботняя тренировка отводится на окончательное уточнение настроек плюс на репетицию квалификации на выбранном типе резины (окончательный выбор делается перед самой квалификацией). Это хороший индикатор возможной скорости в квалификации.

КВАЛИФИКАЦИЯ
Разобраться с квалификацией несложно, но по-настоящему вам поможет в этом онлайновый монитор, с помощью которого можно следить за тем, кто идет быстрый круг, даже если на телеэкране его нет. Легко понять, кто в каком месте быстр, на что сделан упор в настройках: на лучшее прохождение быстрых участков, медленных или прямых. Более глубокий анализ, разумеется, можно будет сделать только после квалификации. Результаты последних 12 гонщиков (отсеявшихся после 1-й и 2-й сессий) показаны с минимальным запасом топлива, а значит, отражают их истинные возможности. А вот первая десятка квалифицируется с заявленным запасом, часть которого выжигается до того, как они пойдут на результат на свежих шинах. Но для получения истинной картины происходящего на основании данных квалификации нужно сделать поправку на топливо (ПТ) - иначе говоря, рассчитать гипотетическое время, которое покажет, какого результата можно было бы добиться с небольшим (оптимальным) запасом топлива.

ПОПРАВКА НА ТОПЛИВО
В Ф1 топливо измеряют в килограммах, от его веса определенным образом зависят результаты (эффект веса). Если исключить влияние гонщика и износ шин, результаты линейно растут по мере расхода топлива. Эта зависимость разнится от трассы к трассе как с точки зрения расхода (кг на круг), так и с точки зрения зависимости результата на круге от каждого кг топлива. Подробнее - в таблице F1 Racing (на следующем развороте). К примеру, в Монако на круге расходуется всего 1,8 кг топлива, а каждый килограмм увеличивает время круга на 0,025 с. Это значит, что если залить топлива на 5 кругов больше, чем надо, вы будете терять 0,25 с на круге в квалификации. А на другом полюсе таблицы Сузука, где не только выше расход (2,9 кг на круг), но и выше зависимость от веса топлива (0,040 с на кг). Запас топлива на 5 лишних кругов ведет к потере темпа в квалификации и на первых кругах гонки более чем на 0,5 с Точно определить запас топлива в квалификации, как правило, невозможно, но в гонке по моменту первого пит-стопа можно рассчитать темп с поправкой на топливо по следующей формуле:

Время с ПТ = время круга в квал. - {эффект веса х [расход топлива х (круг 1-го пит-стопа - число кругов в 3-й квал. сессии)]}

На деле все гораздо проще, чем может показаться. Давайте посчитаем вместе:
1: 3афиксируйте круг, на котором наш гонщик проводит 1-й пит-стоп, и отнимите от него число кругов, пройденных им в 3-й квал. сессии.
2: Умножьте результат на расход топлива из Таблицы F1Racing. То, что получилось, умножьте на цифру эффекта веса (но не ту, которая дана для 1-го круга).
3: Полученный результат отнимите от результата, показанного гонщиком в квалификации и выраженного в секундах (т.е. 82,795 с, а не 1 :22,795), - и получите время с поправкой на топливо.

Таблица F1Racing
Здесь вы найдете все необходимые данные для того, чтобы успешно читать гонку. Трассы сгруппированы (A-F) по сходству характеристик - это позволяет предсказывать, кто на какой трассе будет сильнее, зная, кто как выглядел на других трассах той же группы.
Трасса
Тип
Износ шин
Расход топлива
Эффект веса
Эффект веса на 1-м круге
Время пит-стопа (с)
Время остановки (с)
Интервал пит-стопа (круги)
(кг/круг)
(с/кг)
(с/момент пит-стопа)
1-й пит-стоп
2-й пит-стоп
3-й пит-стоп
1 пит-стоп
2 пит-стопа
3 пит-стопа
1 пит-стоп
2 пит-стопа
3 пит-стопа
 Монако
A
низкий
1,8
0,025
0,045
24-25
21-22
-
9,5-10
7-7,5
-
37-41
21-29; 46-54
-
 Канада
B
низ/сред
2,2
0,027
0,059
 -
19-20
18-19
-
7,5-8
6,5-7
-
19-29; 41-51
14-18;31-35;48-52
 США
B
низ/сред
2,2
0,027
0,059
28-29
25-26
-
9,5-10
8-8,5
-
36-39
20-30; 43-53
-
 Италия
B
низ/сред
2,8
0,027
0,076
28-29
25-26
-
9,5-10
7,5-8
-
28-30
15-26; 32-43
-
 Бразилия
B
низ/сред
2,0
0,027
0,054
25-26
23-24
-
9,5-10
7,5-8
-
34-37
20-29; 43-52
-
 Европа
C
средний
2,3
0,030
0,069
-
22-23
-
-
7-7,5
-
-
17-27; 36-46
-
 Франция
C
средний
2,3
0,030
0,069
-
20-21
19-20
-
8-8,5
6,5-7
-
20-29; 43-52
15-19;32-36;49-53
 Германия
C
средний
2,3
0,030
0,069
-
21-22
-
-
7,5-8
-
-
19-29; 40-50
-
 Венгрия
C
средний
2,3
0,030
0,069
-
23-24
-
-
8-8,5
-
-
20-29; 43-52
-
 Австралия
D
низ/сред
2,6
0,033
0,086
-
22-23
-
-
7,5-8
-
-
16-24; 34-42
-
 Сан-Марино
D
низ/сред
2,6
0,033
0,086
-
18-19
17-18
-
8-8,5
6,5-7
-
17-25; 37-45
13-16;28-31;43-46
 Бахрейн
E
высокий
2,7
0,037
0,100
-
24-25
-
-
7,5-8
-
-
17-28; 35-46
-
 Малайзия
E
высокий
2,7
0,037
0,100
-
25-26
-
-
7,5-8
-
-
16-26; 34-44
-
 Турция
E
высокий
2,7
0,037
0,100
-
23-24
-
-
8,5-9
-
-
18-29; 39-50
-
 Китай
E
высокий
2,7
0,037
0,100
-
25-26
-
-
7,5-8
-
-
16-26; 34-44
-
 Испания
E
высокий
2,4
0,037
0,089
-
23-24
-
-
7,5-8
-
-
18-28; 39-49
-
 Великобритания
F
высокий
2,5
0,040
0,100
-
24-25
-
-
7,5-8
-
-
17-28; 36-47
-
 Япония
F
высокий
2,9
0,040
0,116
-
22-23
-
-
7,5-8
-
-
15-25; 32-42
-

Если на первом отрезке гонки на трассу выпущен сейфти-кар, нужно учесть сэкономленное за счет этого топливо - ведь в таком случае пит-стоп можно провести позже. Как правило, под сейфти-каром экономится до 30% топлива на круге. Результат будет таким:

Время с ПТ = время круга в квал. - (эффект веса х {расход топлива х [круг 1-го пит-стопа - число кругов в 3-й квал. сессии - (30% х число кругов под сейфти-каром)]})

Другими словами, число кругов под сейфти-каром надо умножить на 0,3 и полученное значение вычесть из результата 1. Разумеется, внеплановый 1-й пит-стоп в расчет принимать не стоит, поскольку он не отражает истинного положения с запасом топлива. Определить, плановый это пит-стоп или нет, можно с помощью нашей таблицы - в зависимости от того, попадает он в рассчитанный
нами отрезок или нет.

СИЛВЕРСТОУН Время с поправкой на топливо (ПТ) лучше отражает потенциал гонщика (см.текст)
Поз.
 Гонщик
Время (с)
Кругов в 3-й сессии
1-й пит-стоп
Время (ПТ)
Старт. поз. (ПТ)
1
 Алонсо
80,253
13
22
79,443
1
2
 Ряйккёнен
80,397
13
19
79,887
2
3
 М. Шумахер
80,574
13
18
80,164
3
4
 Масса
80,764
13
19
80,254
5
5
 Физикелла
80,919
13
21
80,209
4
6
 Баррикелло
80,943
13
19
80,433
6
7
 Р. Шумахер
81,073
13
-
-
-
8
 Монтойя
81,107
13
20
80,497
9
9
 Хайдфельд
81,329
13
25
80,219
7
10
 Вильнёв
81,599
13
27
80,289
8

Поправка на топливо может сказать о многом. Оценив первую десятку в Силверстоуне с учетом этого показателя (см. таблицу вверху), несложно определить, что оба гонщика BMW (Хайдфельд и Вильнёв) прошли квалификацию лучше, чем Монтойя, хотя колумбиец занял более высокую позицию на старте. (Кстати, в этой таблице не отражен результат Ральфа Шумахера, потому что он вылетел до первого пит-стопа и его результат в квалификации с поправкой на топливо определить невозможно). СИЛВЕРСТОУН Время с поправкой на топливо (ПТ) лучше отражает потенциал гонщика (см. текст)

ГОНКА
Анализ гонки сводится к оценке разрывов между ее участниками, определению, кто с кем сражается, и оценке избранных стратегий. Для того чтобы быстро поднять нужные для этого данные, не выпускайте из рук нашу таблицу. На большинстве трасс наиболее эффективна тактика двух пит-стопов - обычно команды ее и применяют. При этом на автодромах с более коротким пит-лейном (Имола, Канада, Маньи-Кур) не исключается и тактика 3 пит-стопов. Можно пройти гонку и с одним - если вы стартуете из задних рядов; для лидеров такая тактика актуальна в Монако, США, Италии и Бразилии, где этому способствуют характер износа шин, длина пит-лейна и круга. Момент проведения пит-стопа и его продолжительность зависят от избранной гонщиком тактики и от времени, необходимого для дозаправки. Если тактика заранее не известна, разумно предположить, что пит-стопов будет два. Момент проведения первого из них подскажет вам, какая именно избрана тактика - сверьтесь с нашей таблицей (момент пит-стопа). Достаточно точно ╚читать╩ гонку, предсказывать ее течение вы сможете по мере обретения опыта - ведь их сценарии отличаются друг от друга. Ну а проще всего просчитать исход битвы за позицию между двумя гонщиками, следующими друг за другом, но проводящими пит-стопы на разных кругах. Как только один из них свернет в боксы, загляните в нашу таблицу, чтобы увидеть, сколько времени он потеряет относительно того, который остался на трассе. Таблица подскажет, сколько времени уходит на пит-стопы на разных трассах в зависимости от избранной тактики - это поможет понять, достаточен ли запас времени у лидирующего гонщика, чтобы после пит-стопа остаться впереди соперника. Разумеется, тот из них, кто продержится на трассе дольше, будет в более выгодном положении, ведь в конце своего длинного отрезка по мере опустения баков и на старых шинах он может пройти несколько кругов на секунду и более быстрее, чем тот, который только что отработал пит-стоп. Последите внимательно за временами на круге, и вы увидите, какой огромный запас создает себе тот, кто продержался на трассе дольше. Вы даже сможете сами рассчитать, когда созданного преимущества будет достаточно, чтобы сохранить его после пит-стопа, - даже если вашего гонщика не показывают на телеэкране. Но более поздний пит-стоп сам по себе еще не гарантирует сохранение позиции. На ГП Великобритании наблюдательные болельщики могли заметить, что сразу после выезда из боксов Михаэль Шумахер прошел два сектора с абсолютно лучшим результатом (сиреневые цифры). При этом на пит-стоп на 41-м круге он ушел, уступая Кими 1,0 с. Можно было видеть, что Кими на 42-м круге заезжал в боксы медленнее (на 0,2 с) и на пит-стопе простоял чуть дольше (на 0,8 с). Вот почему он вернулся на трассу позади Шуми, хотя провел свою дозаправку на круг позже - для опытных наблюдателей в этом явлении не было ничего неожиданного.

 
Arty © 2003 - 2010