NewLink.ru - Гоночная Библиотека Главная | Контакт | Поиск
| Новости | О проекте | Пилотаж | Настройка | Разное | Медиа | Ссылки | Блог |
.
"Маленький Принц" - Жиль Вильнев
От NewLink.ru:
Эта статья была отсканирована с вырезки журнала Автоспорт за май 2007г. Фотографии впоследствии были заменены на взятые с сайта журнала (ссылка на статью). Текст: Катерина Оспинникова; фото: DPPI. Все права принадлежат автору этой статьи и владельцам журнала. Размещение данной электронной статьи на данном ресурсе не носит коммерческий характер, а предназначено исключительно для ознакомления. Причина, по которой эта статья оказалась здесь, очень проста. Статья очень интересная, а многие по разным причинам не смогли ее прочитать или даже просто не знали о ее существовании. А так как повторения этого материала в журнале, скорее всего, не будет, было бы жалко его просто потерять и забыть. Если мы забыли кого-то упомянуть или ущемили чьи-то права, просим сообщить об этом по электронной почте. Желаем приятного просмотра!!!


Те, кому в жизни повезло столкнуться с чудом, оказываются не в состоянии забыть его даже через много лет. И сегодня, спустя ровно четверть века после того, как Жиль Вильнев нашел свою судьбу на трассе в Цольдере, он продолжает оставаться героем и кумиром для поклонников Формулы-1..

О гонщике Больших Призов Жиле Вильневе написаны горы статей, мемуаров и книг, в которых детально анализируется недолгая ≈ меньше шести лет ≈ карьера канадца в Формуле-1. Парадокс уже в том, что залежи литературы посвящены человеку, который в абсолютных цифрах, строго говоря, был неудачником. Карьера в самой титулованной и знаменитой команде Формулы-1, Ferrari, обещавшая так много, в итоге принесла всего шесть побед, два поула и ни одного титула. Но интерес к этому человеку с годами, тем не менее, не угасает. Да, Жиль Вильнев так и не стал чемпионом мира. И его личным достижениям в арифметическом выражении далеко до знаменитых королей Формулы-1 как до луны. Но фокус в том, что он ≈ среди тех немногих персонажей Больших Призов, которых болельщики обожали истово, но не за победы, рекорды, титулы, а за уникальность личности.

╚Давай, папа! Сделай его!╩

Жиль Вильнев, конечно, был баловнем судьбы. Мальчишка из квебекского захолустья, где девять месяцев зима, чья семья жила на скромные заработки отца ≈ настройщика роялей; человек, долгое время из любви к гонкам перебивавшийся с хлеба на воду, в конце концов стал звездой, миллионером и одним из самых знаменитых гонщиков Ferrari за всю ее историю.

Натура страстная и увлекающаяся, перфекционист по духу, Жиль с раннего детства вкладывался в свои увлечения без остатка ≈ и во всем стремился прыгнуть выше головы. Если осваивал первый в жизни велосипед ≈ то сразу двухколесный! Если бегал наперегонки ≈ то с мальчишками старше себя. А свое школьное хобби, музыку (мальчик учился играть на трубе, мечтая стать профессиональным музыкантом), Жиль бросил, как только понял: способности не позволят ему стать выдающимся музыкантом.

Зато гоночным талантом Судьба наградила маленького канадца более чем щедро. Он начнет оттачивать его еще в юности, когда будет гонять в соседний городишко на свидания со своей будущей женой Джоанн. Каждый поворот узкого и извилистого шоссе был для него вызовом, скорость была настоящим наркотиком. Отец Жиля говаривал, что эту черту сын унаследовал от него ≈ Севилль Вильнев, человек в остальном предельно аккуратный и методичный, за рулем будто с цепи срывался. Штрафы за превышение скорости регулярно пробивали солидные дыры в их семейном бюджете. А Жилю, обожавшему в детстве ездить с отцом, родительское лихачество было лучше шоколада: ╚Давай, папа! Жми! Сделай его!╩ ≈ восторженно кричал малыш, сидя на коленях у рулящего отца. Как эти ╚гонки╩ не закончились печально уже тогда ≈ уму непостижимо.

Но судьба очень долго оберегала Жиля ≈ быть может, устыдившись того, что, наградив парня безумной страстью к скорости, забыла отмерить хотя бы каплю чувства самосохранения. В 15 лет, еще не получив прав, он умудрился расколотить под списание новый семейный автомобиль, Pontiac Grand Parisienne. Красивая машина оказалась для Жиля непреодолимым искушением, и как-то ночью, с помощью тайком сдублированных ключей, подросток угнал Pontiac с семейного двора. На мокрой дороге, на скорости в 170 км/ч, он буквально ╚обернул╩ машину вокруг столба, отделавшись при этом синяками. Год спустя юноша уничтожил уже свой автомобиль, старенький двухместный британский MGA, подарок отца. Устроил на деревенской дороге погоню за Доджем и ╚сделал крышу╩, превратив машину в кучу металлолома.

Наверное, это опьянение скоростью и было сродни наркотической зависимости. Тогда, в годы начала гоночной карьеры и катастрофического безденежья, Вильнев ≈ обычно щепетильно честный, не единожды выносил под курткой из соседнего супермаркета инструменты, которых не хватало для починки спортивной машины. А, ведя переговоры о приходе в Формулу-1, он, уже 27-летний, но за счет хрупкости сложения выглядящий мальчишкой, не моргнув глазом ╚скостил╩ себе два года. Правда, став богатым и знаменитым, Жиль найдет в себе мужество признаться хозяевам магазина в тех юношеских кражах ≈ и сполна вернет деньги за ╚позаимствованные╩ инструменты. Но вот во многих справочниках Ф-1 годом его рождения до сих пор указывается 1952-й вместо 1950-го┘

В своей почти маниакальной страсти к гонками Жиль был слеп к прозе жизни. Семье для житья он приспособил старый фургон на колесах, где лестницей для беременной Джоанн служили канистры из-под бензина. Зимой вода в трубах замерзала, и по утрам юной мадам Вильнев приходилось лазить под фургон с паяльной лампой в руках. Если трубы лопались, Джоанн обогревала их убогое жилище той же паяльной лампой, кутая детишек, Жака и Мелани, во что придется. А в один прекрасный день глава семьи объявил: он продал их фургон, чтобы купить на эти деньги гоночную машину! И с тех пор Джоанн и малыши колесили вместе с ним с гонки на гонку в маленьком жилом прицепе┘ Но, несмотря на все эти лишения, семья была крепкой и дружной ≈ а маленький сын Жиля между делом еще и подхватил отцову гоночную лихорадку. Можно по-разному относиться к Жаку Вильневу, но, тем не менее, он сумел осуществить то, что для отца так и осталось мечтой, ≈ вписать их семейное имя в список чемпионов Формулы-1┘

Дорогой трудною

Стоит ли удивляться тому, что столь безнадежный наркоман скорости мечтал податься в гонщики. Удивительно другое ≈ что Жиль прорвался-таки в Формулу-1. Разве не безумие ≈ мечтать о великих гоночных сериях Старой Европы, живя на скромные приработки в канадской глуши? ╚Наверное, Жиль все же не в себе╩, ≈ не раз вздыхала в те годы его Джоанн.

Путь в профессиональный автоспорт оказался для Жиля долгим и ухабистым. С 1967-го по 1973-й он пролегал от дрэг-рейсинга, который ему быстро наскучил, через любительские гонки по овалам на ╚кузовах╩ (ну что за интерес все время поворачивать только налево) к гонкам на снегоходах. Именно эта канадская национальная забава наконец сделала имя ее чемпиона известным в местных гоночных кругах. А также позволила зарабатывать на жизнь. И лишь в 1973 году, по-прежнему выступая на сноу╜мобилях, Жиль начнет параллельно стартовать и в квебекской Формуле Ford┘

Последней ступенькой перед Высшей лигой мирового автоспорта для Жиля Вильнева стала Formula Atlantic. С 1974 по 1977 год он упорно завоевывал подиумы, победы и даже титулы в этой серии ≈ на канадском, американском и международном уровнях. О феноменальном пилоте из Канады заговорили в Европе. Летом 1976 года будущий босс МакЛарена Рон Деннис даже пригласил Жиля принять участие в гонке Формулы-2 во французском По.

Но подлинным прорывом для Вильнева стала внезачетная гонка Формулы Atlantic в Труа-Ривьер в сентябре 1976 года. В ней принимали участие пилоты Формулы-1, в том числе будущий чемпион мира Алан Джонс и Джеймс Хант, которому как раз в том году было суждено стать чемпионом. Но заезд в Труа-Ривьер выиграли не звезды Больших Призов, а малоизвестный местный гонщик Жиль Вильнев ≈ он стартовал с поула и первым увидел клетчатый флаг┘

Примерно год спустя, летом 1977 года, маленький канадец уже выйдет на старт своей первой гонки Формулы-1 в Сильверстоуне. Начнется краткая ≈ яростная и парадоксальная ≈ карьера Жиля Вильнева в Больших Призах.

Любимец Коммендаторе

Он так мало выиграл. Так часто разбивал машину в хлам, стремясь к победе во что бы то ни стало. Но разве можно забыть гонки с его участием, если ты видел их хотя бы однажды? С кем спутаешь его оригинальный, зрелищный стиль пилотирования, в котором агрессия и размашистость сочетались с фантастическим контролем машины и умением вывести ее на абсолютный предел?

Дебют Жиля за команду McLaren в летнем Сильверстоуне-1977 стал историческим анекдотом. Канадский новичок в практике смотрелся как корова на льду, разворачиваясь чуть ли не в каждом повороте. И лишь немногие поняли, что перед ними образец исключительного владения болидом: Жиль таким образом намеренно искал предел скорости незнакомого автомобиля и трассы...

Отчаянный неуступчивый боец, в битвах с противниками всегда рисковавший столь безрассудно, что у болельщиков холодок по спине шел ≈ от страха, смешанного с восторгом. Гоночные шедевры Жиля ≈ вроде дуэли с Рене Арну на последних кругах Гран При Франции 1979 года в Дижоне ≈ вообще невозможно описывать словами. Это просто нужно видеть ≈ спасибо старой хронике (см. раздел "Медиа" - примечание NewLink.ru). Эх, если бы сегодня так ездили┘

Любимец Железного Коммендаторе┘ А старик ведь отнюдь не страдал сентиментальностью. Но он-то как раз сумел почуять редкий талант и уникальную индивидуальность в странном новичке. ╚В этой жизни мы порой действуем, повинуясь эмоциональному импульсу, а не холодной логике, ≈ скажет старый Энцо, вспоминая, как он подписывал контракт с Жилем. ≈ В то время никто бы не рискнул делать на него ставку. Но мне он понравился. Некоторые называли Вильнева безумцем. Но я сказал: ⌠Надо дать ему шанс■╩. И хотя безумный канадец расколотит больше алых машин, чем полдюжины прошлых пилотов Ferrari, вместе взятых, старый Энцо будет любить его как сына и продолжит в него верить ≈ в те чудеса, который Жиль был способен творить на трассе.

Пятилетний роман Жиля Вильнева с Ferrari вообще тянет на отдельный том монографии. Роман, начавшийся с неожиданного звонка помощника Коммендаторе в убогий автоприцеп в канадской глубинке с приглашением выступать за Скудерию. Вильнев, только что отвергнутый МакЛареном, сперва счел это розыгрышем, а потом, не помня себя от счастья, ринулся в Италию как в омут головой┘ Хорошо еще на переговорах с ним был менеджер ≈ Вильнев был готов выступать за команду из Маранелло бесплатно.

Однако великая ╚конюшня╩ в итоге лишь дважды обеспечит его машиной, дающей возможность претендовать на титул. Но в первый раз, в 1979-м, проявится другая ипостась Жиля: отчаянная ╚бойцовая рыбка╩ окажется дисциплинированным командным игроком. Без возмущений и конфликтов, уважая решение команды, он отдаст чемпионскую корону своему напарнику по Ferrari Джоди Шектеру ≈ и даже будет помогать южноафриканцу в его борьбе за титул. А вторым разом будет год 1982-й ≈ и поход самого Жиля за титулом оборвется трагической аварией на квалификации в Цольдере. К тому времени имя Вильнева будет уже настолько крепко связано со Скудерией, что эту связь не разорвет даже его гибель. Тиффози до сих пор приносят с собой на трибуны плакаты с портретами Жиля в форме Ferrari.



Брешь в теории


Счастливчик, везунчик┘ Ах, как долго Вильнев выходил невредимым из самых страшных аварий. Он ведь вообще не умел ездить медленно ≈ ни на трассах, ни на обычных дорогах. В воспоминаниях разных людей о Вильневе один из самых распространенных сюжетов ≈ шоковые впечатления пассажира, впервые попадавшего к нему в машину. По свидетельству главного врача Формулы-1 Сида Уоткинса, Вильнев за рулем ╚не обращал внимания на габаритные огни едущих впереди машин и сигналы светофоров, болтал без умолку и лихо лавировал в потоке транспорта, не задумываясь и не снижая скорости╩. Кстати, его жена Джоанн достаточно быстро разработала собственный способ безопасной езды с мужем: на заднем сиденье и┘ лежа на полу.



Тот же Уоткинс рассказывал, что Вильнев изобрел для себя ╚теорию бреши╩, уверяя, что в любой дорожной коллизии всегда можно отыскать свободное пространство для маневра ≈ надо только успеть юркнуть в открывшуюся щель. ╚Теория╩ служила Жилю долго и успешно ≈ при всем безумии его маневров на трассе, при всей частоте аварий, в которые он попадал (чего стоит только жуткое сальто-мортале на Маунт Фудзи в 1977-м, когда его Ferrari рухнула на трибуны).

Но в том роковом Цольдере брешь оказалась в самой ╚теории╩. И его Ferrari во время квалификации на огромной скорости столкнется с возвращающейся в боксы машиной March Йохена Масса. От страшного удара Ferrari взлетит в воздух, а самого Вильнева выбросит из кокпита ≈ ремни безопасности не выдержат рывка. Он погибнет от перелома позвоночника┘

Жиль Вильнев ≈ Маленький принц Формулы-1, романтик и идеалист. Несмотря на всю агрессивность своего гоночного стиля, всегда предельно щепетильно относившийся к правилам честной игры на трассе, неукоснительно придерживавшийся взятых на себя обязательств. Обидно и печально думать, что именно эти редкие качества, составная часть его человеческой уникальности, ≈ в определенной степени и стали причиной нелепой смерти. Но из песни, как говорится, слова не выкинешь. Человек, ценивший дружбу выше победы, погибнет во многом потому, что сочтет поступок друга предательством. И позволит эмоциям управлять собой за рулем.

На предыдущей гонке, Гран При Сан-Марино в Имоле, друг и напарник Вильнева по Ferrari Дидье Пирони поддастся инстинкту гонщика и вопреки приказу из боксов и существующим договоренностям на последних метрах дистанции отнимет у застигнутого врасплох Жиля победу. Две недели спустя, на Гран При Бельгии в Цольдере, Жиль, так и не простивший эту, с его точки зрения, подлость, пойдет на запредельный даже для себя риск ≈ лишь бы доказать всем, а главное ≈ своему обидчику, что он лучший┘

В Формуле-1 за более чем полвека ее истории было немало выдающихся чемпионов, великолепных гонщиков, обладающих яркой харизмой. Но людей вроде Вильнева, не признававших пределов возможного и несущих в себе ощущение чуда, можно пересчитать по пальцам одной руки. И если образы многих обладателей титулов прошлого давно подернуты патиной времени, Жиль Вильнев странным образом ощущается так, будто он ушел от нас лишь вчера, а не в далеком 1982 году. Иногда говорят, что человек жив, пока его помнят. Может, в этом что-то есть?

ДОСЬЕ АВТОСПОРТА
Жозеф Жиль Анри Вильнев
>> Родился: 18.01.1950, Сен-Жан-сюр-Ришелье, Шабли, Канада
>> Умер: 08.05.1982, Цольдер, Бельгия

Гоночная карьера
>> 1967√1983: Дрэг-рейсинг, овальные гонки кузовных автомобилей, чемпионаты сноумобилей
>> 1973: Formula Ford (чемпион Квебека, новичок года, 7 побед)
>> 1974√1977: Formula Atlantic (Канада) ≈ чемпион (1976); Серия IMSA (США), IMSA GT Challenge, Международный чемпионат Формула Атлантик (Южная Африка). Can-Am SCCA Citicorp Challenge (США и Канада)
>> 1976: Европейская Формула-2
>> 1977: World Endurance Championship (BMW 320i)
>> 1977√1982: Формула-1 (McLaren Ford 1977 ≈ Сильверстоун; Ferrari 1977√1982)
>> Гран При: 68
>> Победы: 6
>> Подиумы: 13
>> Поул-позиции: 2
>> Первый ряд: 8
>> Быстрые круги: 8
>> Дубли: 1
>> Хет-трики: 1
>> Большие шлемы: 1
>> Лучший результат в чемпионате: 2-е место (1979)
>> Очки: 107
Arty © 2003 - 2010