NewLink.ru - Гоночная Библиотека Главная | Контакт | Поиск
| Новости | О проекте | Пилотаж | Настройка | Разное | Медиа | Ссылки | Блог |
.
"Наперегонки со смертью" - Клей Регаццони
От NewLink.ru:
Эта статья была отсканирована с вырезки журнала Автоспорт за март 2007г. Текст: Катерина Оспинникова; фото: DPPI. Все права принадлежат автору этой статьи и владельцам журнала. Размещение данной электронной статьи на данном ресурсе не носит коммерческий характер, а предназначено исключительно для ознакомления. Причина, по которой эта статья оказалась здесь, очень проста. Статья очень интересная, а многие по разным причинам не смогли ее прочитать или даже просто не знали о ее существовании. А так как повторения этого материала в журнале, скорее всего, не будет, было бы жалко его просто потерять и забыть. Если мы забыли кого-то упомянуть или ущемили чьи-то права, просим сообщить об этом по электронной почте. Желаем приятного просмотра!!!


Вечером 15 декабря 2006 года на шоссе А1 под итальянской Пармой произошла крупная авария ≈ Chrysler Voyager столкнулся с грузовой ╚фурой╩. Дальнобойщик не пострадал, а вот водитель легкового автомобиля погиб на месте. И уже через пару часов ведущие автоспортивные агентства раснесли по миру печальную новость: ╚В возрасте 67 лет скончался бывший гонщик Формулы-1 Клей Регаццони╩...

На похоронах экс-пилота Формулы-1 в швейцарском городке Порца под Лугано собрались почти тысяча человек. Среди них были звезды Больших Призов, знаменитые чемпионы ≈ Ники Лауда, Эмерсон Фиттипальди, Джеки Стюарт. А городские власти Лугано сейчас обсуждают вопрос о присвоении одной из улиц имени Регаццони...

С чего вдруг смерть пожилого человека, который завершил карьеру пилота Формулы-1 добрых четверть века назад, гонщика, выигравшего всего пять Гран При, вызвала такой резонанс? Почему любители автоспорта во всем мире с искренней печалью восприняли известие об уходе Регаццони?

Основных причин, очевидно, две. Во-первых, за десятилетие гоночной карьеры этот харизматичный итальянец из Швейцарии, с роскошными усами и обаятельной улыбкой, стал своего рода символом Формулы-1 70-х годов. Времен заката эпохи свободной, веселой, ╚некоммерческой╩ Королевы автоспорта, когда ее звезды не только совершали гоночные подвиги, но и за пределами трассы жили ярко, на всю катушку. А во-вторых, Регаццони снискал себе всеобщее уважение ≈ своей силой духа и жизнелюбием. Мужеством и стойкостью, с которыми он принял несчастье, оборвавшее в 1980-м году его карьеру, ≈ аварию, закончившуюся параличом и инвалидным креслом...



Гонки


Джанклаудио (Клей) Регаццони, несмотря на итальянское имя, был гражданином Швейцарии. Он родился на юге этой альпийской страны, где у жителей корни в основном итальянские и постоянно звучит итальянская речь.

Семья Джанклаудио, проживавшая в пригороде Лугано, была не чужда машинам ≈ его отец был владельцем гаража. А потому Регаццони-младший неплохо разбирался в автомобилях, но заниматься автоспортом по нынешним меркам начал очень поздно, когда ему было уже 24 года. Гонки в Швейцарии были запрещены, единственной возможностью для Клея стали подъемы на холм и слаломы на аэродромах, в которых он участвовал на автомобилях Austin Healey Sprite 950 и Morris Mini Cooper S. Но два года спустя, в 1965 году, Клей перекочевал в Формулу-3, а потом и в Формулу-2, где гонялся за рулем Brabham, de Tomaso и Tecno.

Яркий, агрессивный стиль пилотирования, которым с первых шагов отличался молодой пилот, пользовался большим успехом у болельщиков. Но в 1968 году на Гран При Формулы-2 в голландском Зандвоорте манера Клея ╚расталкивать соперников локтями╩ привела к трагедии. Выступавший на Brabham британец Крис Ламберт, которого Регаццони зацепил, обгоняя на круг, врезался в опору моста и погиб. На Клея посыпались обвинения, дело даже дошло до судебного разбирательства.

Но Регаццони оправдали. Правда, родители погибшего гонщика так никогда и не смирились с этим вердиктом и еще лет пять безуспешно пытались засудить швейцарца...



В 1970 году Регаццони стал чемпионом Европы в Формуле-2 и дебютировал в Королевских гонках. Причем пригласила его не команда-аутсайдер, а знаменитая Scuderia Ferrari, первым номером которой тогда был Жаки Икс. В том году Клей проехал за итальянскую ╚конюшню╩ восемь гонок, чередуясь с Иньяцио Джунти, третьим пилотом команды. По иронии судьбы дебют Регаццони в Больших Призах пришелся ровно на Зандвоорт ≈ трассу, с которой у него были связаны тяжелые воспоминания. А во время гонки погиб еще один британец, Пирс Каридж. Хорошо еще, что на этот раз Клей уже не имел к трагедии никакого отношения.

Но с точки зрения спортивной дебют Регаццони в Формуле-1 выдался более чем удачным ≈ гонку в Задвоорте он закончил четвертым. В тот год швейцарец дважды стартовал с первой линии, заработал одну поул-позицию, регулярно набирал очки, трижды поднимался на вторую ступень подиума... А на Гран При Италии в Монце Регаццони вызвал ликование трибун, когда пересек финишную черту первым, опередив самого Джеки Стюарта! Но триумф Клея оказался омрачен еще одной смертью ≈ во время тренировок в Монце погиб чемпион мира 1970 года Йохен Риндт...



В Формуле-1 Регаццони тоже отметился своей неуступчивостью и жесткой манерой борьбы. Уже на третьей его гонке, на Нюрбургринге, тот же Джеки Стюарт обозвал Клея психом, когда упрямый швейцарец в схватке за второе место вынес гранда с трассы. С тех пор у Регаццони в Больших Призах была репутация жесткого, крутого парня, не желающего уступать. А характера Клей был вспыльчивого. В 1974-м на Гран При США он умудрился схватить за грудки не кого-нибудь, а самого директора американской гонки! Только дипломатические ухищрения спортивного директора Ferrari Луки ди Монтеземоло спасли тогда Клея от потери лицензии...

Успехи первого года в Формуле-1 (за восемь гонок новичок завоевал третье место в чемпионате) гарантировали Регаццони контракт с Ferrari на 1971 год. Старуха-смерть вновь подыграла швейцарцу≈ в межсезонье в Аргентине на местных кузовных гонках погиб Джунти. Однако с первой попытки Клей в Ferrari не прижился. За два последующих сезона в Скудерии (1971-1972) он не смог выиграть ни одной гонки. Утешаться любимцу Италии (там Регаццони быстро начали держать за своего, несмотря на швейцарское гражданство) приходилось малым: парой поул-позиций, несколькими подиумами... Да еще победой в Гонке Чемпионов 1971 года в Брэнде Хэтч ≈ там Клей снова сумел обыграть Стюарта. Но машина часто ломалась, в Ferrari процветали внутрикомандные интриги...

Терпение швейцарца лопнуло ≈ он подписал контракт на 1973 год с командой BRM. Правда, все познается в сравнении ≈ ситуация в британской ╚конюшне╩ оказалась еще хуже: чемпионат Регаццони закончил на унизительном 17-м месте. Но не бывает худа без добра: напарником Клея в BRM оказался молодой пилот из Австрии Ники Лауда. Они быстро подружились ≈ как оказалось, на всю жизнь. А тем временем в Ferrari пришел молодой Лука ди Монтеземоло. И сразу зазвал Регаццони обратно, заодно с ним взяв в команду и Лауду ≈ по горячей рекомендации самого швейцарца. ╚Я тогда был всего лишь неопытным мальчишкой, ≈ вспоминал Лауда, ≈ а Клей был настоящей звездой. Но он меня столькому научил!╩

Сезон возвращения в Скудерию (1974) стал для Регаццони лучшим годом в его формульной карьере. Правда, Лауда был быстрее, но по юности делал много ошибок. А потому претендентом на титул в Ferrari считался именно Регаццони. Чемпионат прошел в напряженной борьбе с бразильцем Эмерсоном Фиттипальди из команды McLaren. И Клей демонстрировал класс ≈ в тот год помимо блестящей победы на старом Нюрбургринге на его счету было шесть подиумов в 15 гонках. Корона на последнем этапе все же уплыла от Регаццони, но он уступил Фиттипальди всего три очка. Правда, британская пресса до сих пор не забывает поминать, как в Уоткинс Гленн швейцарец, потеряв надежду на титул из-за неудачного пит-стопа, пытался жестко подрезать своего более удачливого соперника...



Но уже на следующий год стало ясно, что набравшийся опыта Ники Лауда куда быстрее своего недавнего учителя. Похоже, и сам Регаццони внутренне смирился с этим обстоятельством. ╚Я считаю себя хорошим профессионалом, ≈ говорил он позднее. ≈ Мой единственный серьезный недостаток ≈ нехватка амбициозности. Я гоняюсь не только для себя, но и для команды, и для болельщиков╩. И если в 1975 и 1976 годах Лауда боролся за титул (став сначала чемпионом мира, а потом упустив корону только из-за тяжелой аварии на Северной петле), то Клей довольствовался ролью второго номера. Парочка побед (в том числе в Италии ≈ Монца и боготворящие его итальянские тиффози будто придавали Клею дополнительную мотивацию), поул, пятые места в чемпионатах... Зато жил швейцарец в свое удовольствие. Именно тогда Энцо Феррари в сердцах сказал о Регаццони: ╚Этот парень ≈ танцор, кутила, плейбой, а в свободное от этих занятий время ≈ гонщик╩.

Терпение у жесткого к людям Энцо кончилось быстро. И сезон-1977 Регаццони втречал уже в составе скромной команды Ensign, на собственной шкуре познакомившись с закулисными интригами в Скудерии. В конце 1976 года на руках у 37-летнего швейцарца было несколько весьма соблазнительных предложений из других команд, а в Ferrari тем временем уже появился Карлос Рейтеманн, замещавший травмированного в Германии Ники Лауду. Кто из двоих останется в команде после возвращения австрийца в строй? Старый Коммендаторе уверял Клея, что место для него в Ferrari зарезервировано, хотя у самого уже лежал в столе контракт с Рейтеманном на 1977-й год!



Прямодушный Регаццони не вписывался в коммерциализирующуюся Формулу-1. Он по складу характера принадлежал к эре ╚гонщиков-джентльменов╩ ≈ тех, что ездили, как говорится, ╚сердцем╩. И старому Феррари ту историю Клей так и не простил. ╚Я никогда не мог понять, почему он тогда просто не поговорил со мной начистоту? Перед Монцей он сказал мне, что проблем на 77-й год не будет. В тот уик-энд мне поступили предложения из Брэбхема и от МакЛарена, но я сказал им, что остаюсь в Ferrari. Конечно, Карлос (Рейтеманн) мог бы и сам сообщить мне, что контракт с ним подписан, но поведение Феррари было куда хуже. Скажи Энцо мне тогда, что места для меня нет, я бы просто ответил: "ОК, я был счастлив гоняться у вас эти шесть лет!"╩.

Когда же Регаццони, оставшись в Ferrari у разбитого корыта, бросился в Brabham, ему пришлось столкнуться с ╚коммерческим╩ подходом к гонкам. Владелец ╚конюшни╩ Берни Экклстоун, понимая, что гонщику деваться некуда, решил на нем сэкономить ≈ и предложил Регаццони зарплату вдвое меньше той, что обещал в Монце! ╚Было поздно вести переговоры с другой крупной командой, и он наверняка был уверен, что я соглашусь, ≈ рассказывал Клей. ≈ Но я ответил, что тут даже нечего обсуждать, и ближайшим рейсом улетел в Швейцарию. Для меня деньги не так важны. Я отдаю предпочтение работе с приятными людьми╩.



И Регаццони отправился в Ensign, благо отношения с владельцем команды Мо Нанном у него были отличные. Колоритный швейцарец провел там год в свое удовольствие, пусть в глубине пелетона и за смешную сумму. А год спустя перешел в не менее скромную команду Shadow. В зачетной таблице чемпионата он мог теперь рассчитывать лишь на места в середине второй десятки...

И тут ангелом-спасителем явился Фрэнк Уильямс, пригласивший Регаццони вторым номером к Алану Джонсу. Семьдесят девятый год, проведенный Клеем в молодой, но перспективной команде Williams, казалось, обещал 40-летнему пилоту ренессанс карьеры. Он завершил сезон на хорошем пятом месте. К тому же Регаццони заработал для английской команды ее историческую первую победу ≈ да еще на Гран При Великобритании! Лидер Уильямса Джонс был быстрее Клея, зато машина ветерана меньше ломалась. Вот и в Сильверстоуне Алан сошел из-за поломки, а ╚второй номер╩ первым пересек линию финиша... Это была последняя, пятая победа в формульной карьере Регаццони. В следующем году Williams начал побеждать всерьез, но Фрэнк Уильяме счел, что лучшие годы Регаццони уже позади ≈ и по окончании сезона заменил швейцарца. Между прочим, все тем же Рейтеманном!

Но Клею, пусть и на 41-м году жизни, еще не надоело гоняться. ╚Для меня не существует насущной необходимости побеждать постоянно, ≈ говорил он. ≈ Я счастлив уже тем, что являюсь частью Формулы-1, и в основном из любви к гонкам. Так почему я должен вешать шлем на гвоздь?╩

И в 1980-м Регаццони ушел обратно в Ensign, где машина стала куда лучше. Ушел, как оказалось, навстречу своей судьбе. По ходу гоночной карьеры Клея смерть не только забирала его коллег и соперников, но и не раз протягивала свои костлявые руки к этому жесткому, агрессивному пилоту, не знавшему страха. Еще в 1968-м, на гонке Формулы-3 в Монако, Регаццони потерял машину на выходе из шиканы, и при ударе об отбойник стальной рельс едва не снес ему голову. Клей каким-то чудом успел пригнуться, нырнув в кокпит. Вынырнув обратно, он обнаружил позади себя рельс, снесший дугу безопасности... А в 1973-м на Гран При ЮАР в Кальями встреча с отбойником закончилась для швейцарца большим пожаром ≈ и лишь благодаря помощи пилота Майка Хейлвуда из команды Surtees Клей смог выбраться из горящей машины.

Но в тот день на западном Гран При США в калифорнийском Лонг-Бич удача от Регаццони отвернулась. На 51-м круге гонки у его болида сломалась педаль тормоза. Машина на огромной скорости врезалась в припаркованный на отводной дорожке Brabham Риккардо Дзунино, взлетела в воздух и впечаталась в бетонный отбойник. Сорвавшийся с креплений двигатель сломал Клею позвоночник. Жизнь гонщика несколько дней висела на волоске, но Регаццони все-таки выжил, хоть и остался парализованным ниже пояса. В этот раз старуха-смерть лишь задела его своей косой...

После гонок

С того дня у Клея Регаццони началась другая жизнь.

Боец по натуре, он долго не желал мириться с мыслью, что теперь парализован до конца своих дней. Клей лечился с упорством маньяка, снова и снова ложась под нож хирургов. Лишь через несколько лет безуспешных операций он наконец принял мысль о том, что инвалидная коляска ≈ отныне его способ существования. Но и тут упрямый Регаццони не сдался. С тем же напором и агрессией, знакомой соперникам по формульным трассам, он начал осваивать новую реальность ≈ и по-прежнему был твердо настроен преодолеть все препоны.

╚По способности сочетать в себе профессионализм за рулем с имиджем классического гонщика ≈ открытого, веселого, стремящегося жить на всю катушку ≈ его можно сравнить только с Джеймсом Хантом, ≈ говорил о своем друге Ники Лауда. ≈ Он получал удовольствие от жизни и всегда был настроен позитивно. Даже когда его парализовало╩.

Регаццони быстро научился водить машины с ручным управлением. И даже вернулся в гонки, пусть и не формульные. Правда, в прошлом FIA была не так терпима к идее выступлений гонщиков-инвалидов. Если в 2004-м приход лишившегося ног Алессандро Занарди в чемпионат FIA WTCC был принят на ура, то Регаццони в 1996-м получил отказ на свой запрос об участии в кузовном чемпионате мира. И все же Клей периодически стартовал в соревнованиях кузовных автомобилей, на ралли, участвовал в 12 часах Себринга, а в конце 80-х годов даже несколько раз выходил на старт знаменитого марафона Париж≈Дакар!

╚После аварии я долго предавался жалости к себе. Но когда с тобой случается несчастье, ты оказываешься в другом мире, о котором прежде не знал. И начинаешь оценивать все по-другому. Смотришь на детишек, болеющих раком, и тебе становится стыдно за себя. Ведь ты уже прожил столько замечательных лет, а им не дано даже этого. Да, я не в состоянии ходить, но могу водить мою Ferrari, у меня есть гоночная школа, я по-прежнему езжу на гонки... И я больше не чувствую отчаяния╩.


Клей постоянно поддерживал связь с формульным сообществом. В 1985-м он начал регулярно приезжать на разные этапы чемпионата мира, год за годом посещал Гран При Монако. А еще Регаццони никогда не сидел без дела: работал комментатором на итальянском и швейцарском телевидении, постоянно организовывал благотворительные мероприятия и даже открыл гоночную школу для водителей-инвалидов на трассе Валлелунга под Римом. И вообще старался воодушевить товарищей по несчастью, доказывая собственным примером, что даже человек, прикованный к инвалидному креслу, может добиться исполнения мечты. Катастрофа, сломавшая ему позвоночник, не сломила его бойцовый дух.

Даже умер Регаццони, торопясь на встречу со своим любимым автоспортом и автомобилями ≈ тем вечером, на шоссе под Пармой, он ехал в Болонью на ежегодное Мотор-шоу. Но в этот раз смерть оказалась быстрее... ╚Клей умер как жил, ≈ вздохнул на его похоронах Лауда. ≈ Такие люди не забываются╩.

“Была бы возможность.”

Мне довелось встретиться с Клеем Регаццони случайно. В июле 2006 года в швейцарском городке Монтре проходил ежегодный слет владельцев автомоблией Ferrari. Приехал в Монтре и знаменитый пилот. За рулем своей Ferrari F40 он сидел сам. И хотя по импровизированной трассе проносились раритетные итальянские автомобили и даже формульные болиды последних лет, ни один из них не приветствовали так, как машину Регаццони.

Вечером мне удалось поговорить с героем публики. Теперь оказалось, что это было его последнее интервью русскому журналу.

АС: Клей, что значит для вас этот праздник?
КР: Я выступал за Ferrari в Формуле-1. И навсегда в душе останусь ее пилотом. Так что это и мой праздник тоже. Тем более что проходит он у меня на родине, в Швейцарии.

АС: Когда, как вы думаете, мы увидим швейцарских пилотов в Больших Призах?
КР: А русских когда? (Смеется.) На самом деле это сложный вопрос. Думаю, у Нила Яни был шанс выступать за Sauber, но сейчас команду продали. Вы же понимаете, нашим гонщикам даже сложнее, чем вашим. В Швейцарии автогонки запрещены законом.

АС: Но вы, тем не менее, выступали в Формуле-1.
КР: Гонки ≈ это моя жизнь. Видите, даже сюда я приехал сам. Наверное, если бы у меня была такая же возможность, как сейчас у Алекса Занарди, я бы гонялся еще очень долго.

// Беседовал Антон Зуев

 
ДОСЬЕ АВТОСПОРТА
Джанклаудио Джузеппе (Клей) Регаццони
>> Родился: 5 сентября 1939 г.
>> Место рождения: Лугано, Швейцария
>> Умер: 15 декабря 2006 г.

Гоночная карьера:
>> 1963√1964: слалом, подъем на холм
>> 1965-1970: Формула-3, Формула-2 (чемпион, 1970)
>> 1970√1980: Формула-1. Команды: Ferrari (1970-1972, 1974-1976), BRM (1973), Ensign (1977, 80), Shadow (1978), Williams (1979)
>> Количество Гран При: 139
>> Победы: 5
>> Подиумы: 28
>> Поул-позиции: 5
>> Очки за карьеру: 212
Arty © 2003 - 2010