NewLink.ru - Гоночная Библиотека Главная | Контакт | ПОиск  
  Новости | О проекте | Пилотаж | Настройка | Разное | Медиа | Ссылки | Блог  
       
.
 

  Home > Разное >
 Сколько шагов до гоночного олимпа? или "Я бы в гонщики пошел..."


 

От NewLink.ru:

Эта статья была отсканирована с вырезки журнала F1 Racing за май 2006 г. Автор статьи неизвестен. Все права на эту статью принадлежат журналу F1 Racing. Размещение данной электронной статьи на данном ресурсе не носит коммерческий характер, а предназначено исключительно для ознакомления. Если мы забыли кого-то упомянуть или ущемили чьи-то права, просим сообщить об этом по электронной почте. Желаем приятного просмотра!!!


Сколько шагов до гоночного олимпа? или "Я бы в гонщики пошел..."

Как стать профессиональным гонщиком? Достаточно ли для этого одного лишь таланта? Как правильно построить гоночную карьеру? Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы вместе с Петром Алёшиным, строившим карьеру своего сына, Михаила Алёшина, по классическим европейским канонам.

ШАГ ПЕРВЫЙ
Если ваше любимое чадо потянуло вас в сторону аттракциона под названием ╚Картодром╩, внимательно прислушаитесь к гoлосу своегo сердца! Еще не поздно повернуть в сторону какой-нибудь иной забавы. Ну согласитесь - что вызнаете об этом картинге кроме тoгo, что какой-то там Шумахер вроде бы начинал именно с неro? Нет, разумеется, кто же из нас не любит быстрой езды и все такое, но... взвесьте все еще раз! Ведь из трясины по имени автоспорт можно уже и не выбраться...

╚Примерно так у нас все и началось, смеется Петр Алёшин. - Когда Мише было 7 лет, он сел за руль карта в прокате (в нашем случае дело было на Канарах, но сегодня такие картодромы можно без труда отыскать в России). После этого он пилил меня год, упрашивал отвести его в картинг. А для меня этот вид спорта тогда просто не сушествовал. Я воспринимал его как нечто кустарное, несерьезное. Но Миша всегда был настойчивым парнем. Он меня уговорил╩.


ШАГ ВТОРОЙ - ВЫБИРАЕМ НАСТАВНИКА
Вообще-то не так уж важно, где будет делать первые шаги юный гонщик, не достигший 10-летнего возраста. Но как топько он освоится на картинговых трассах, почувствует скорость и войдет во вкус, ему понадобится наставник, без которого нормапьный спортивный рост просто невозможен.

╚Мы начинали у Димы Щеглова в Перовском СДЮ СТШ, - вспоминает Петр Алёшин. - Мише было восемь, и поначалу он просто тренировался, потом проехал первую гонку, а в девять провел полный сезон в классе "Мини".

Его наставником стал Олег Гуськов. Не всякому тренеру, даже самому грамотному и опытному, по силам работать с детьми. К ребенку нужен особый подход, а Миша к тому же всегда отличался непростым характером, был парнем упертым, упрямым. Но с Олегом он нашел общий язык, и это сыграло важную роль в становлении Мишиной карьеры. Так весь картинг они вместе и прошли. Даже в последние картинговые годы, когда Миша часто выезжал в Европу, Олег сопровождал его в качестве инженера-механика.

Позднее, когда Мише было уже 14, ему здорово помог Александр Потехин. Он объяснял теорию
гоночного автомобиля, учил понимать принципы настройки шасси. Именно благодаря этим занятиям Миша сегодня так подкован в техническом отношении╩.

ШАГ ТРЕТИЙ - НЕТ КОНКУРЕНЦИИ - НЕТ КАРЬЕРЫ...
...а без борьбы не бывает полноценной победы. Родители, создающие дпя своих отпрысков особые условия, организующие дпя них собственные команды, выбирающие ради достижения видимых успехов серии полегче, тем самым оказывают им поистине медвежью услугу. Ведь попытавшись пробиться в мир больших гонок и столкнувшись с жестким соперничеством, такие пилоты могут попросту сломаться, не выдержав огромной психологической нагрузки - они к ней не подготовлены. Кстати, сегодня неплохой гоночный опьт можно обрести и в некоторых российских картинговых классах, хотя еще несколько лет назад за ним приходилось ездить в Европу.

╚Миша трижды выиграл чемпионат России, - рассказывает Петр Алёшин. - Сначала в "Мини", потом в "Ракете", потом в "Юниоре". После этого на российском картинге мы решили поставить крест, причем сделали это совершенно осознанно, прислушавшись к совету шведского специалиста Йоахима Варда. Дело в том, что в Европе картинг развит значительно сильнее, чем в России, соревнования более массовые, а конкуренция в них выше. Опыт, накопленный в таких условиях, куда больше и разнообразнее, а результаты - намного ценнее. К тому же ты на виду уменеджеров гоночных команд - и не только картинговых.

Миша был тогда (в 2000 году) первым российским мальчишкой, выехавшим на гонки за границу. До той поры наши пацаны в соревнованиях уровня чемпионата Европы никогда участияне принимали. Кстати, в финал чемпионата Миша в тот раз не попал. В его группе собралось 90 с чем-то человек. Миша был 41-м. Вард сказал нам тогда, что для первого раза не так уж и плохо пробиться В середину этой толпы. Успехи пришли к нам позже╩.

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ -
О ПОЛЬЗЕ ПИАРА
Автоспорт - дело дороrостоящее, и потому рано или поздно родительских ресурсов для поддержки карьеры молодых rонщиков оказывается недостаточно. Нужно искать спонсоров. Как? Надежных рецептов для российских условий нет, но можно оценить уже накопленный в зтой области опыт.

╚Когда Мише было 13 лет (!), Сергей Злобин предложил ему место в своей ко
манде "Клуб Рейсинг" Формулы 1600, - вспоминает Петр Алёшин. - Мы понимали, что с точки зрения спортивных результатов - это авантюра. Но мы также понимали и то, что Мише нужна реклама - тогда будет легче искать спонсоров. В общем, это была откровенная РR-акция - но она себя оправдала.

В конце того же 2001 года в Англию, в Бедфорд, на автодром, принадлежащий Джонатану Палмеру, отправилась российская делегация, в состав которой входили несколько российских чиновников во главе с Георгием Боосом, и наши молодые перспективные гонщики. Именно там мы и познакомились с Евгением Малиновским, который привез в Бедфорд своего гонщика Алексея Павловского. На тестах Миша уступил Павловскому совсем немного - и в 2002 году оказался в российской Формуле 3 в команде "Лукойл Рейсинг"╩.

ШАГ ПЯТЫЙ - ПОСПЕШАЙТЕ НЕ ТОРОПЯСЬ
В большом спорте существует жесткое правило: каждый следующий шаr нужно делать своевременно. Тот, кто рано начинает добиваться rромких успехов, зачастую так же рано и сходит с дистанции. Важна динамика роста rонщика. Для любоrо из младших формульных классов характерны двух- или трехлетние циклы выступлений. Первый сезон - ознакомительный, когда нужно освоить новую для себя машину, изучить трассы, на большинстве из которых ты выступаешь впервые, научиться взаимодействовать с командой (телеметристами, механиками и инженерами), чтобы на следующий сезон попытаться воплотить накопленный опыт и знания в максимально высокие результаты.
А если rонщик и ero менеджеры принимают решение провести в этом классе еще и третий сезон, то речь идет либо о том, что есть шанс (и смысл, ведь титул - зто отличная реклама!) побороться за чемпионское звание, либо о том, что карьера не задалась...

╚Начав выступления в формулах, Миша продолжал гонять на карте в Европе, - развивает эту тему Петр Алёшин. - У нас с Малиновским была договоренность о том, что приоритетным для нас остается именно картинг. В Европе Миша тогда выступил очень хорошо. Он выиграл в Швеции "Викинг Трофи", был третьим на отборочных соревнованиях в чемпионате Европы, неплохо ехал международную гонку в Монако - до схода. В целом сезон был очень успешным, и на следующий год Малиновский предложил перевести его в европейскую формульную программу "Лукойла" - это была двухлитровая Формула Renault.

Честно говоря, сегодня, оборачиваясь назад, я бы кое-что сделал не так. Например, не стал бы сажать Мишу в Формулу Renaиlt в 16 лет. Во-первых, ему полезнее было бы побольше поездить в картинге, обрести стабильность, набраться опыта напряженнейшей борьбы, какой обычно отличаются эти гонки. А во-вторых - вперед надо двигаться постепенно╩.

ШАГ ШЕСТОЙ - ПЕРВЫМ - ТРУДНЕЕ...
Двигаясь по ступеням карьерной лестницы, очень важно правильно подбирать себе партнеров. В слабую команду проще (и дешевле) попасть; зато в сильной - леrче себя проявить. Опыт Михаила Алёшина в зтом смысле уникален и, видимо, неповторим.

╚Работа, которую проводит "Лукойл Рейсинг", выводя на международную орбиту молодых российских гонщиков, просто неоценима, и Миша был первым в ее программе поддержки молодых талантов, - говорит Петр Алёшин. - Когда Евгений Малиновский дал ему шанс проявить себя в Формуле 3, программы как таковой еще не было, а сейчас она работает, в нее включены несколько гонщиков.

Вместе с тем в какой-то степени Мише не повезло, что первым в этой программе был именно он. Это как раз тот случай, когда первому - труднее, ведь поначалу многое определялось на основе Мишиного опыта - команда росла вместе с ним. А ведь провалы на этом уровне чреваты серьезными последствиями! Яркий пример: прошлый сезон. Невзирая на успехи в чемпионате Германии, спонсоры были очень обеспокоены нашими неудачами в Еврокубке двухлитровой Формулы Renault. Они все же решили дать Мише шанс и на тестах Формулы Renault V6 доказать, что они в нем не ошиблись. К счастью, еще до этих тестов Мише удалось неплохо проявить себя на этапе серии А1 - и вопрос был снят╩.

ШАГ СЕДЬМОЙ - ВСЕ ПО-ВЗРОСЛОМУ
Гонки - коллективный вид спорта. Пиnот не может добиться успеха в одиночку. Даже на ранних стадиях карьеры ему помогает команда. Когда же он выходит на профессионаnьный уровень, помощников становится значительно больше - многие обзаводятся тренерами по физподготовке, пресс-секретарями, агентами, помогающими устраивать окологоночные дела...

╚Когда началась серьезная работа в Европе, мы почувствовали, что нам нужен человек, который помог бы решить массу вопросов, сопровождающих карьеру любого спортсмена, - от работы со спонсорами до бытовых мелочей, - рассказывает Петр Алёшин. - И с таким человеком мы вскоре познакомились. Его зовут Алексей Николаев, а до встречи с Мишей основной его специализацией был теннис. Алексей и есть тот самый профессиональный спортивный агент, которых так недостает в российском автоспорте.

Наше сотрудничество с Алексеем началось в 2004 году. Именно он помог нам установить контакты с компанией Red Bull. Алексей порекомендовал австрийцам обратить внимание на Мишу, и так удачно сложились обстоятельства, что когда Хельмут Марко приехал на один из этапов немецкой Формулы Renault, Миша блеснул в гонке. Вот тогда Марко исказал: "Да, нам можно поработать вместе". С тех пор Миша входит в программу Red Bull Junior Team, а Red Bull по договоренности с "Лукойлом" выступает в качестве одного из его спонсоров и помогает определять стратегию по дальнейшему продвижению Миши в автоспорте.

Между прочим, это первый пример, когда западная компания сама пришла к нам. Именно благодаря этому в нынешнем сезоне Миша будет выступать в составе команды Carlin Motorsport вместе с еще одним аспирантом молодежной программы Red Bull Колином Флемингом╩.

ШАГ... СЛЕДУЮЩИЙ - ВЫШЕ, ДАЛЬШЕ, БЫСТРЕЕ!
Мировая серия Rепаult - очень сильное первенство, лидеры которого прямиком переходят в ведущие гоночные чемпионаты, включая Формулу 1 и ChampCar. Российский гонщик в зтом клacce будет выступать впервые.

╚Чем выше поднимается гонщик, тем большее давление он испытывает со стороны спонсоров, прессы, соперников, которые вместе с ним становятся взрослее и матерее, - говорит Петр Алёшин. - Вопрос стоит так: если ты в этом сезоне, в этой гонке, на этой тренировке не покажешь конкретный результат, твое спортивное будущее может оказаться под большим вопросом.

Никакие закулисные игры за право попасть в молодежную программу Red Bull невозможны. Здесь все определяется на трассе, все решают спортивные результаты - и это правило касается любого из участников программы. Только в прошлом году мы видели, как из программы Red Bull выпали три молодых гонщика, не сумевших подтвердить свое право работать в ней. Миша все это прекрасно знает. В этом году его ждет очень серьезное испытание. Состав Мировой серии Renault подбирается на редкость сильный: большинство ее участников - быстрые и опытные гонщики, в компании которых проявить себя будет невероятно трудно. Будем надеяться, что Миша со своей задачей справится - и тогда перед ним откроются отличные перспективы!╩

 
ЧТО ПОЧЕМ
 
 
╚Автоспорт - удел людей небедных, - считает Петр Алешин, руководящий сегодня картинговой командой "Картленд".- Так повелось изначально, и сегодня, сто лет спустя, в этом деле мало что изменилось.

В свое время развитию российского спорта здорово помог Закон Правительства Москвы о льготах по налогу на прибыль, принятый в 1999 году. Он позволил снять с родителей часть финансового бремени, сопряженного с занятиями спортом их детей.

Это был первый случай, когда государство помогло привлечь инвестиции в автоспорт. Именно тогда мы с Олегом Гуськовым создали картинговый клуб, который удавалось финансировать за счет привлеченных средств на протяжении двух лет. Честно скажу: не будь этого закона, под большим вопросом было бы выступление Миши в европейском картинге - во всяком случае, в тех объемах, в каких он там выступал╩.

СКОЛЬКО СТОИТ АВТОСПОРТ

Прокатный картинг - 10-25 евро за 10 минут катания
Спортивный картинг - 30-120 тысяч евро в зависимости от класса и программы
Формула Ford - 70-150 тысяч евро
Формула BMW - 170-200 тысяч евро
Формула Renault 2000 - 250-350 тысяч евро
Формула 3 - 400-600 тысяч евро
Формула Renault V6 - 600-800 тысяч евро
GP2 - от 1 млн евро
Ф1, разовые тесты - от 350 тысяч евро
Ф1, сезон в команде, работающей с рента-драйверами, - счет идет на миллионы...


Примечание: цифры приводятся по данным, собранным F1 Racing в доступных источниках, в среднем за сезон
 
 
 
   
Arty © 2003 - 2010